Турне госсекретаря США Майка Помпео по нескольким бывшим советским республикам вряд ли следует считать рядовым протокольным визитом. Он посещает их одновременно впервые за долгое время. Важно понять, чем обусловлен такой интерес Вашингтона. И такой интерес к Вашингтону.
С поездкой в Киев все более, чем логично. После нападения России в 2014 году, аннексии Крыма и начала «гибридной» войны на Донбассе Украина – возможно даже неожиданно для самой себя – оказалась в числе главных союзников Соединенных Штатов. Учитывая известную европейскую «осторожность», - ставшая притчей во языцех в ближневосточном конфликте, эта «осторожность» в полной мере проявляется и в российско-украинском – Киеву приходится надеяться прежде всего на готовность Белого дома умерить экспансионистские аппетиты Кремля. И скандал вокруг американской военной помощи Украине, который разросся до импичмента президенту Дональду Трампу, это в очередной раз продемонстрировал.
Однако другие бывшие советские республики, которые посещает Помпео, очевидными союзниками Вашингтона не назовешь. Скорее – союзниками Москвы. Тем не менее, и эти страны сегодня ищут защиты.
В Минске и госсекретарь США, и белорусский президент Александр Лукашенко говорили о важности сохранить независимость и суверенитет Беларуси. Не будем тешить себя иллюзиями: в Кремле хотели бы избавить от тягот суверенитета все бывшие союзные республики, «вернуть» их в некий новый Советский Союз под властью стремительно дряхлеющего Путина. Просто Беларусь – самая легкая добыча: как из-за экономической зависимости от российских энергоресурсов, так и из-за существования нелепого проекта союзного государства, которому Москва пытается придать реальное содержание. Поэтому Лукашенко сегодня нуждается в защите, хотя бы самой минимальной.
А в Казахстане Помпео говорил уже не столько о независимости, сколько о проблемах с Китаем. Он знает о главной головной боли казахстанской элиты и общества: их страна превратилась в буфер между Россией и Китаем. Со все возрастающим китайским влиянием, так как и сама Россия значительно уступает Китаю в экономической мощи. Если казахстанской элите и нужна поддержка Вашингтона, то в первую очередь для противодействия этому усиливающемуся влиянию. В этом интересы США и Казахстана возрастают.
Тогда как в Ташкенте с госсекретарем можно обсуждать проблемы защиты Узбекистана от потенциальной дестабилизации в регионе. В свое время госсекретарь Мадлен Олбрайт советовала тогдашнему президенту Узбекистана Исламу Каримову рассчитывать на поддержку Москвы в случае усиления религиозного радикализма. Новый президент этой страны Шавкат Мирзиёев знает, что Россия вряд ли ему поможет, если ситуация ухудшится - но и править Узбекистаном, как военным лагерем, по примеру предшественника, уже не может.
Как это ни парадоксально звучит, но даже сейчас, в эпоху относительного американского изоляционизма, Белый дом остается куда более эффективным и желанным защитником от глобальных вызовов, чем Кремль. В том числе, защитником от самой России, ведь и ее режим тоже - часть глобального вызова стабильности на постсоветском пространстве. Да и не только здесь.
Поездка Майка Помпео в очередной раз это продемонстрировала.