Конец нефтяной эры. На смену нефтяной приходит эра Теслы
1. К 2040 году электромобили могут занять 90% рынка в развитых странах.
Новое исследование показало, что электротранспорт может стать популярнее, чем автомобили c ДВС гораздо быстрее, чем ожидалось. Ученые сравнили этот процесс с переходом от лошадей и повозок в начале 20 века к автомобилям.
Специалисты МВФ и ученые университета Джорджтауна считают, что электромобили станут популярнее авто с ДВС гораздо раньше, чем ожидалось. Согласно последним расчетам, 90% всех пассажирских автомобилей в США, Канаде, Европе и других странах с высоким уровнем благосостояния могут стать электрическими уже к концу 2040 года.
Их исследование сравнивает неизбежный переход на электрокары с отказом от лошадей и повозок, который произошел в начале 20 века. Несмотря на то, что водить машину - это совсем не то же самое, что управлять повозкой, а автомобили по нынешнему курсу стоили $137,000 (что для обычного горожанина эквивалент понятия «очень дорого»), переход от лошадей к современному виду транспорта занял всего лишь 10-15 лет.
Исследователи рассмотрели два сценария. Первый базировался на том, как быстро публика приняла Model T Генри Форда. Второй - как скоро люди отказались от повозок и лошадей.
В случае «быстрого» сценария, доля электрокаров составит 30% к 2020 году, а в 2040-м электрическими будут 93% автомобилей.
Ясно только одно: автомобили на бензине и дизельном топливе рано или поздно исчезнут с рынка. Вопрос лишь в том, как быстро это произойдет.
Решающим фактором станет цена на электрокары. Возможно, правила игры изменит Tesla Model 3, если компания сможет удовлетворить массовый спрос на этот автомобиль.
Другие автопроизводители тоже начали действовать. Так, Volkswagen недавно заявил, что к 2030 году вся линейка их авто будет доступна и в электрической версии. Porsche также намерен заменить в дизельных моделях двигатели на электромоторы. В автомобильной индустрии назревает переворот, и правительства разных стран делают все, чтобы это произошло как можно быстрее. В Британии введут запрет на производство новых авто с ДВС с 2040 года, Китай работает над аналогичным законопроектом.
2. К 2050 году 85% электроэнергии обеспечат возобновляемые источники.
Прогнозируется, что к 2050 году потребление электричества вырастет на 140%, став самым востребованным в мировом энергобалансе.
На втором месте окажется природный газ. А вот такие энергоносители, как уголь и нефть, будут использоваться значительно меньше, чем сейчас.
Компания DNV GL. опубликовала отчет «Перспективы развития энергетики: использование возобновляемых источников энергии», в котором говорится о том, что человечество, скорее всего, превысит свой «углеродный бюджет» — объем выбросов CO2, эквивалентный увеличению среднемировой температуры на 2°C, в рамках которого не будет происходить существенных изменений климата. Если мы ничего не предпримем для борьбы с выбросами парниковых газов, то к 2041 году глобальная температура вырастет на 2,5°C по сравнению с доиндустриальной эпохой.
Исполнительный директор DNV GL — Energy Дитлев Энгель, отмечает, что к 2050 году доля электричества в потреблении энергоресурсов возрастет с 18% до 40%. Однако, этот процесс происходит недостаточно интенсивно. Если ускорить электрификацию таких секторов, как отопление и транспорт, это существенно затормозит глобальное потепление».
В отчете DNV GL предлагается три ключевые темы, которые нужно рассмотреть в прогнозируемый период.
В первой говорится о том, что спрос на энергию перестанет расти в 2030 году и будет составлять 430 экзаджоулей — на 7% выше, чем в 2015 году. Это будет достигнуто благодаря большей энергоэффективности потребителей, сокращению использования ископаемых видов топлива, а также замедлению роста населения и увеличению производительности труда. Во второй ключевой теме говорится об увеличении потребления электроэнергии на 140%. В третьей поднимается вопрос о росте использования возобновляемых источников энергии. В Европе уже есть такая практика, и массовый приток возобновляемой энергии, как выяснилось, не представляет проблем для операторов электросетей.
Только комплексная совместная работа энергетического и производственного секторов на локальном и глобальном уровнях сможет по-настоящему изменить ситуацию.
3. Саудовская Аравия готовится к новой нефтяной войне.
Власти Саудовской Аравии готовят радикальную смену экономической политики, которая позволит им отказаться от попыток поднять цены на нефть, сокращая добычу и теряя долю на мировом рынке в пользу поставщиков вне ОПЕК.
Как сообщает Bloomberg со ссылкой на источники в Эр-Рияде, с 2018 года Саудовская Аравия намерено прекратить практику субсидирования внутренних цен на топливо. В результате стоимость бензина с октановым числом 91 вырастет с нынешних 20 центов за литр поднимется 80% - до 36 центов (1,35 рияла).
Это позволит резко сократить расходы саудовского бюджета, который на 90% наполняется за счет нефтяных налогов и в прошлом году был сведен с дефицитом в 15% ВВП. Три четверти этой дыры обеспечивает поддержка низких цен на бензин, подсчитал МВФ.
Отказ от субсидий нацелен на то, чтобы сбалансировать казну королевства, сказали Bloomberg источники, знакомые с планами правительства. Пока Саудовская Аравия сводила концы с концами, проедая валютные резервы. Но их объем, по данным Aljazeera, за три года упал в 1,5 раза - с 737 млрд долларов в августе 2014-го до 487 млрд в июле 2017-го.
Поворот в экономической политике саудитов приведет к тому, что бюджет сможет выдерживать более низкие цены на нефть, говорит аналитик Qamar Energy Робин Миллс. Следствием этого может стать новая ценовая война на рынке "черного золота".
Чтобы возобновить "удушение" сланцевых производителей в США саудитам нужно опустить цены до 30-35 долларов за баррель - таков в среднем порог себестоимости у американского сланца, подсчитали аналитики Rystad Energy.
При ценах выше $50, по их оценке, добыча в США будет расти на 1 млн баррелей в сутки ежегодно вплоть до 2020-го, покрывая две трети всего нового спроса на нефть в мире (в среднем 1,5 млн баррелей в сутки).
Если же Саудовская Аравия будет придерживаться нефтяного пакта, ограничивая производство в рамках сделки с другими членами ОПЕК и РФ, то уже в 2018 году США будут добывать больше нефти, чем саудиты - 10,05 млн баррелей в сутки, прогнозирует американское Минэнерго.
В этом случае США либо резко - на 20% - сократят импорт нефти, либо увеличат ее экспорт, следует из среднесрочного прогноза ведомства. В результате по поставкам на мировой рынок Штаты могут обойти Иран (2 млн баррелей в сутки) - третьего по объемам добычи члена ОПЕК.
Уступчивость Саудовской Аравии, которая еще два года назад уверяла, что рынок сбалансирует себя сам, а в прошлом году согласилась сократить добычу на 486 тыс баррелей в день (больше, чем все прочие участники сделки), объясняется предстоящим IPO государственной нефтяной компании королевства Saudi Aramco, говорит сырьевой стратег Saxo Bank Оле Слот Хансен.
К продаже госпакета Эр-Рияд хотел бы видеть нефтяные котировки как можно выше, чтобы выручить от сделки максимальную сумму.
Для России критической ценой нефти является отметка в $35 за баррель. При котировках ниже убыточной становится "Роснефть" - крупнейшая добывающая компания страны, на которую приходится половина всей российской добычи (5,1 млн баррелей в день).
Об этом глава "Роснефти" Игорь Сечин сообщил экс-министру экономического развития Алексею Улюкаеву в ноябре прошлого года.
Проблема "Роснефти" - в долге, обслуживание которого съедает доходы. Его объем за 14 лет вырос в 35 раз и в 2017 году превысил 3,5 трлн рублей.
Помимо денежного долга "Роснефть" должна кредиторам еще не добытую нефть. Ее компания заложила для получения валютных займов на западе в 2012-14 гг, а теперь "расплачивается", продавая каждый баррель на 4-6 долларов ниже рыночной цены.
4. Белый дом намерен разрешить нефтеразведку в заповеднике на Аляске.
Администрация США планирует впервые за несколько десятилетий разрешить разведку нефтяных и газовых месторождений на территории Национального арктического природного заповедника, который расположен на Аляске.
5. Угольные электростанции США станут нерентабельными через 3 года.
Согласно исследованию финансового аналитического центра Carbon Tracker, к началу 2020-х годов угольные электростанции в США станут абсолютно нерентабельными.
6. Южная Корея: отказ от угольной и атомной энергетики.
В Южной Кореи с приходом к власти нового южнокорейского президента Мун Джэина, начался энергетический поворот, который в западной прессе называется «energy U-turn».