Почти 50 лет назад Инес Мадригал отобрали у ее родителей, невольно сделав ее участницей схемы, которая началась при режиме испанского диктатора Франсиско Франко, целью которой было изъятие младенцев из семей, противостоявших его власти.
В понедельник испанский суд признал, что бывший гинеколог сыграл свою роль в похищении Мадригал в 1969 году. Это был первый случай, когда в Испании проходил суд над врачом, уличенным в скандале с похищенными младенцами. Но победа Мадригал была, по ее словам, горько-сладкой.
Судьи обнаружили неопровержимые доказательства того, что 85-летний Эдуардо Вела был вовлечен в похищение Мадригал. Но они заявили, что обвинения, выдвинутые против него, подпадают под условие истечения срока давности преступления, в соответствии с которым обвинения должны быть предъявлены в течение 10 лет после достижения Мадригал совершеннолетия. Это означало, что Вела не может быть осужден.
Это дело стало предметом общенационального скандала в 2011 году, когда Anadir, ассоциация, представляющая интересы людей, ищущих пропавших детей или родителей, подала свои первые иски.
Премьер-министр Педро Санчес, который занял пост в июне, сейчас подвергается давлению: от него требуют провести полноценное расследование и предложить компенсацию жертвам и их семьям.
Несмотря на то, что несколько дел о похищении младенцев уже были закрыты либо за истечением срока совершения преступления, либо в связи со смертью всех причастных, Мадригал сказала местным журналистам, что она надеется, что ее пример придаст силы остальным.
«Я, конечно же, счастлива, что власти признали вину Эдуардо Вела», - сказала Мадригал репортерам у дверей суда. Но, добавила она, судьи должны быть готовы использовать это дело как «батут» и отменить любой существующий закон об ограничениях срока давности дела в подобных случаях.
«Существует международное право в отношении похищения людей, и Испания подписала этот закон», - добавила она. Она планирует довести свое дело до Верховного суда Испании.
Истоки скандала неясны, но практика изъятия детей у политических оппонентов Франко набрала обороты после того, как генерал выиграл Испанскую гражданскую войну в 1939 году и решил, что детей его противников из республиканского и крайне левого крыла необходимо отдать семьям, которые поддерживали католицизм и консервативную националистическую идеологию его режима.
Прокуроры утверждали, что похищениям способствовали представители как медицинской профессии, так и католического духовенства - в то время монахини работали в родильных домах и руководили многими детскими приютами в Испании.
По оценке судьи Балтасара Гарсона, в ходе более раннего и более широкого расследования преступлений, связанных с гражданской войной, при режиме Франко было похищено около 30,000 детей.
Режим Франко правил с 1939 года до его смерти в 1975 году, когда то, что началось как политическое возмездие над его оппонентами, похоже, превратилось в торговлю детьми, которая продолжалась после смерти диктатора.
Мария Гомес Вальбуэна, монахиня, известная как сестра Мария, стала первой, кому были предъявлены обвинения в краже младенцев. В 2012 году одна из пострадавших, Мария Луиза Торрес, обвинила ее в участии в похищении ее ребенка, который родился в 1982 году в больнице Мадрида. Монахиня отрицала свою причастность, отказалась предстать перед судьей по причине плохого состояния здоровья. В 2013 году она скончалась, но другие успели обвинить ее в совершении подобных преступлений.