Арест лидера партии УКРОП Геннадия Корбана может спровоцировать формирование широкого фронта против президента Украины.
Арест Геннадия Корбана, который сопровождался обысками в офисах возглавляемой им партии «Украинское объединение патриотов» (УКРОП) и Фонде обороны страны, может стать началом большого противостояния между президентом Петром Порошенко и его оппонентами. Вызов, брошенный СБУ и ГПУ, представители днепропетровской промышленно-финансовой группы, к которой принадлежит и Корбан, очевидно, примут. Не в их традициях отступать. Но вот чем завершится это противостояние, в которое, очевидно, будут втянуты и другие политические игроки, сегодня вряд ли кто-то может спрогнозировать.
Кто такой Корбан
Геннадий Корбан — один из давних соратников олигарха Игоря Коломойского. Еще в 1990-х он помогал Игорю Валерьевичу выстраивать империю группы «Приват» путем «дружественных» поглощений предприятий. В 2014 году вместе с Коломойским Корбан пришел в руководство Днепропетровской областной администрации. Именно при их активном участии область строила защитные редуты от так называемой «Новороссии».
Год назад Коломойский и его соратники активно выстраивали не только оборону Днепропетровска, но и содействовали становлению добровольческих батальонов в стране, создавали условия для лечения раненых бойцов АТО. Конечно, при этом они думали и о защите своего бизнеса. Было бы наивно полагать, что это не так.
В начале 2015-го, когда стало очевидно, что конфликта между президентской командой и командой Коломойского не избежать, Корбан взялся за построение политической партии УКРОП. Сам он бесславно пытался пройти в Верховную Раду по Чернигову. Там за раздачу гречки избирателям получил прозвище «Маршал Гречка».
А вот местные выборы в октябре стали для УКРОПа настоящим триумфом. Сам Корбан борьбу за должность мэра Киева проиграл, но его политическая сила получила места в 400 местных и районных советов. «Укроповцы» претендуют на кресло мэра Днепропетровска и Павлограда, где им противостоят бывшие соратники Януковича.
Зачем силовики гремели оружием?
Действия СБУ и Генеральной прокуратуры по задержанию Геннадия Корбана поразили своей масштабностью. 500 сотрудников Службы безопасности и 50 прокуроров и судьей участвовали в спецоперации по пресечению, как утверждает прокуратура, организованной преступной группировки во главе с Корбаном. Все это сопровождалось массовыми обысками, арестами имущества и денежных средств. Это была настоящая боевая операция с применением оружия и бронетранспортеров — ничего подобного украинцы еще не видели.
Власть, очевидно, готовилась к силовому противостоянию с представителями днепропетровской финансово-политической группы. Правда, в условиях войны на Донбассе весь этот антураж скорее свидетельствовал не о силе, а о слабости власти. Видимо Киев боялся ответной реакции сторонников Корбана и Коломойского, на стороне которых сейчас находится часть добровольческих батальонов, в том числе и ДУК «Правый сектор».
Но и задержание Корбана, и обыски в офисах прошли без силового противостояния. Лидера УКРОПа обвиняют в создании организованной преступной группировки (ОПГ). Но, согласитесь, выглядит, по крайней мере, странным, что «преступная группировка» оказалась не в состоянии сама себя защитить. Кроме того, Корбану инкриминируют разворовывание денег, похищение людей и угон автотранспорта. На все эти обвинения лидер УКРОПа обещает дать ответ в суде.
Война без победителей
Все происходящее вокруг Геннадий Корбана следует воспринимать, прежде всего, в контексте довольно сложных отношений Порошенко и Коломойского. Последний, естественно, публично отрицает наличие конфликта с президентом. Но все помнят, как весной 2015 года, пребывая в статусе главы Днепропетровской области, Коломойский вошел в жесткий клинч с центральной властью за право контролировать компанию «Укрнафта». Именно тогда команда Игоря Валерьевича, ушедшего в отставку, начала активно участвовать в политической жизни страны.
Президент уверяет, что задержание Корбана не имеет никакого отношения к политике. Мол, это только начало больших «посадок» — как представителей новой власти, так и старой. Но осознает ли Петр Порошенко последствия объявленной войны «укроповцам»? Наверное, не до конца.
Во-первых, нынешнее противостояние спровоцирует формирование широкого партийного фронта против Петра Порошенко. В него, очевидно, войдут Радикальная партия, «Батьковщина», «Самопомощь», «Свобода».
Во-вторых, противостояние с «приватовцами» может задеть не только интересы членов этой группы, но и рядовых граждан. В частности, через тот же Приватбанк. Несмотря на все публичные заявления Коломойский вряд ли простит Порошенко арест Корбана. Если государство сегодня обвиняет Геннадия Корбана в создании ОПГ, то где гарантия, что завтра Приватбанк, который находится под контролем Коломойского, не будет объявлен частью этой группировки?
Игорь Коломойский не привык проигрывать. Его сдержанные комментарии по поводу ареста Корбана, вовсе не означают, что хозяин «Приватбанка» не будет защищать своего соратника. Если Порошенко вдруг поставит себе целью уничтожить бизнес Игоря Валерьевича, то последний может приложить максимум усилий к тому, чтобы Петр Алексеевич лишился президентской должности. Для этого у Коломойского есть достаточно средств и возможностей — и финансовых, и организационных, и информационных. В этой войне не будет победителей, но в роли проигравших может оказаться вся страна.