Торговая неделя была короткой, ведь американцы отдыхали в день труда в понедельник. Зато задорной. И, возможно, рынкам удалось сломить, или, по крайней мере, остановить тренд на падение. Да и какой еще могла быть торговая неделя на американских биржах, если во вторник ее лично открыл президент Украины. Пока, правда, по видео связи. В результате, индекс S&P500 чуть прибавил по сравнению с прошлой пятницей и откроется на отметке в 4006 пунктов. В штатах никак не могут понять, то ли боятся рецессии на фоне роста ставок, то ли радоваться хорошей статистике, которая с завидной регулярностью выходит в США, показывая, что никто на земле ни к какой рецессии пока не готовится, чтобы там не показывали индикаторы фондового рынка. На этой неделе пришло время уже для ЕЦБ подымать ставки, борясь с рекордной инфляцией в Еврозоне, и регулятор сразу добавил 75 пунктов, рекордный рост. Что привело к тому, что доллар снова стал слабее евро, правда в этом танце партнеры постоянно меняют друг друга все последнее время.
Где страхи рецессии очевиднее всего проявляются, так это на рынке нефти в последние пару недель. И пусть саудовский принц и компания попытались показать рынку, что они против падения стоимости черного золота ниже 100 долларов за баррель брента, чисто символически снизив добычу. Но китайская борьба с коронавирусом оказалась сильнее и на этой неделе стоимость барреля брента опустилась ниже 90 долларов. Ведь именно снижение китайского спроса пока давит на рынок. Китай страдает от собственной глупости, даже несмотря на то, что судя по торговой статистике получит в свое распоряжение сырьевой придаток в виде России, которая с каждым месяцем со все большим дисконтом поставляет Пекину разного рода сырье и, в первую очередь, газ. Перенаправить газ из Европы в Китай они не смогут, сколько ни снимай роликов, но все что шло в Азию теперь устремляется в Китай. Сама цена на газ на европейском рынке за последние 2 недели тоже радикально снизилась, с 3500 долларов до 2200 долларов даже несмотря на заморозку Северного Потока, где какая-то неловкая Аннушка сначала разлила масло, а потом Кремль честно признался, что просто хочет отключить газ Европе в отместку за санкции. Европа пожала плечами и пошла дальше, а вот нефтегазовые доходы Кремля продолжают резкий полет вниз.
Украинский рынок еврооблигаций двигался вместе с мировыми рынками. Пока не реагируя на успехи Украины на фронте, где армия, как будто Мудрик в матче Лиге чемпионов, прорывалась через российские позиции под Харьковом и продолжала склонять россиян к жесту доброй воли под Херсоном. Точно также рынок пока не прореагировал на угрозы Путина сорвать зерновую сделку, которая уже принесла украинским аграриям 400 млн долларов за один только август и продолжает набирать обороты. Разве что акции украинских аграриев на польской бирже могут нервничать, ведь они там показали очень внушительный рост на фоне этой самой сделки.
Внутри Украины ключевые события (за исключением поля боя) происходили на валютном рынке. Кешевый доллар вдруг начал расти и прибавил почти одну гривну. И утро пятницы кешевый доллар стоит где-то 41,5 гривен. Причем падение гривны, пусть и незначительное, произошло на фоне крайне позитивных финансовых новостей, роста финансовой поддержки со стороны Запада и прироста резервов в августе, чего не наблюдалось с начала войны. А также некоторого замедления инфляции. И как всегда всему виной технический фактор. А именно – просто закончились наличные доллары в стране, оставшись, вероятно, только у торговцев наркотиками. После того, как Нацбанк разрешил банкам продавать на наличном рынке доллары и евро, купленные на безналичных торгах, система постоянно требовала все больше и больше кешевого доллара. Потому что кеш перестал быть вещью в себе, который просто многократно обменивают друг с другом продавцы и покупатели. И вот сложилась ситуация, когда виртуальный баланс есть, а физически купюры закончились (лежат у всех под матрасами как будто бы украинцы превратились в коллективного Пабло Эскобара) и их снова надо подвести.
И если до войны для этого достаточно было посадить один самолет в Борисполе, то теперь кешевый доллар поставляется какими-то тайными тропами, примерно теми, которые в четверг привели гос секретаря США Блинкена в Киев, где он материализовался без предупреждения. А это эффектно, но требует времени. Пока же Нацбанк просто продал банков свой неприкосновенный запас на 100 млн долларов. В итоге, пока специально обученные люди решали проблему, гривна успела упасть, а рынок успел обрасти миллионом слухов. Тут помог и слив в прессу одного из прогнозов Минэкономики, подготовленного для МВФ, где гривна в следующем году по 50. И богатая фантазия украинцев, способных построить на ровном месте как теорию заговора, так и прогноз о падении гривны в тот момент, когда фундаментальных предпосылок для падения нет вовсе.