Первые поселения древнего человека на территории Черниговской области появились в среднем палеолите (более 50 тыс. лет назад). В VII-VIII вв. здесь жили восточнославянские племена северян и полян, а в XI в. образовалось огромное Черниговское княжество. В 1239-1240 гг. полесские земли захватили татаро-монголы, после которых эти территории контролировало ВКЛ (вторая половина XIV-XV вв.), Московское государство (XVI в.) и Речь Посполитая (первая половина XVII в.).
После Освободительной войны (1648-1654) и Переяславского соглашения с Московским государством (1654) Черниговщина становится частью казацкой автономии, просуществовавшей до 1775 г. Впоследствии Черниговское и Новгород-Северское наместничества вошли в состав Малороссийской (1797), а затем Черниговской (1802) губерний Российской империи.
Дом Генерального судьи В. Кочубея
Здание в Батурине, в котором находится музей Дом Генерального судьи В. Кочубея, имеет значительную архитектурную ценность. Это единственная достопримечательность на территории Батурине, которая дошло до нас со времен гетманов Д. Многогрешного, И. Самойловича и И. Мазепы и является свидетелем всех этапов развития гетманской столицы.
Дом построен за пределами крепости, рядом с урочищем Черная речка в 1669-1672 гг как резиденция Генерального военного суда. На первом этаже находились судебные помещения, а в двухкамерном подвале – тюрьма. В 1700 г. это здание вместе с со 130 десятинами земли, стало собственностью Генерального судьи Василия Кочубея. Также в усадьбе Кочубея находились церковь и многочисленные дворовые и хозяйственные постройки.
Сооружение дошло до нас в значительно перестроенном виде. Старое здание будто помещено в футляр, фасады которго выполнены в архитектурных формах историзма второй половины XIX в. В первоначальном виде сохранился лишь сводчатый подвал. После реставрации 2003-2005 гг здесь, в 2006 г., по проекту Анатолия Гайдамаки, была создана музейная
Ее открывает зал, характеризующий эпоху Гетманщины – здесь размещены: икона «Иисус Христос Вседержитель», портреты гетманов, карты Украины и Европы, пушка (XVIII в.) и другие. Тема истории и перестроек раскрыта деталями и материалами для отделки интерьера комнат: украшениями от люстры, замками и ключами, образцами плитки, которыми была обложена печь. В витринах размещены предметы казацкой эры – пояс представителя казацкой старшины, серебряные нательные кресты, трубки, монеты, посуда. В помещении реконструирована печь и оформлен уголок рабочего кабинета, создающие атмосферу жилого дома.
Любовь Мотри и Мазепы, донос Кочубея, судьба его семьи – этой теме посвящен отдельный зал, центральное место в котором отведено письмам гетмана Мазепы к Матрене. Украшением комнаты является икона «Богоматерь», подаренная в 1704 г. гетманом Иваном Мазепой церкви г. Жовква. Акцент экспозиции составляет взгляд потомков на те волнующие события – гравюры Василия Лопаты, Сергея Якутовича, Федора Константинова, скульптуры Андрея Гончара и Виктора Авулы, поэтические, прозаические и документальные произведения украинских и иностранных писателей.
В подвальных помещениях дома раскрывается составляющая работы Генерального суда – следствие и заключение. Она воссоздана в интерьере тюрьмы , где размещены две восковые фигуры – писаря и заключенного. Также в экспозиции представлены рисунки, на которых изображены различные наказания.
Рядом с домом обустронеа мемориальная пасека в память о Петре Прокоповиче, который впервые в мире изобрел рамочный улей, позволяющий забирать мед без уничтожения пчел.
Церковь Воскресения Господня
На расстоянии одного километра от дома Кочубея, в центре Батурина возвышается главная церковная постройка города – храм Воскресения Господня. Автор проекта не известнен. Церковь каменная, однокупольная, с колокольней. Задумана Разумовским как собственная усыпальница.
Для строительства использовался кирпич из сооружений, разрушенных при штурме Батурина русскими войсками в 1708 г. Строительство продолжалось с 1790 г. до 1803 г. В крипте церкви похоронен основатель храма – К. Розумовскогий. Позже над его склепом было установлено надгробие из белого каррарского мрамора работы выдающегося украинского скульптора И. Мартоса.
В 1927 г. погребальный склеп был вскрыт и ограблен. Воскресенская церковь хорошо сохранила первоначальные архитектурные формы: она крестообразная в плане, однокупольная, с трех сторон – монументальные четырехколонные портики тосканского ордера (западный – со спаренными колоннами), завершенные треугольными фронтонами. Колокольня над притвором с запада увенчана сферическим куполом с высоким шпилем. Лаконизм и величие форм приобщают её к ряду выдающихся памятников архитектуры национального значения.
Цитадель Батуринской крепости
Батуринский замок на высоком правом берегу реки Сейм построил осадчий польского магната А. Пясочинского – М. Стахурский, с разрешения польского короля в 1625 г. За Цитаделью закрепилось историческое наименование «Литовский замок», а в описании 1654 г., во время предоставления городу Магдебургского права, Батурин назван «барским двором».
Цитадель была небольшой по площади. Ее окружали деревянно-земляные укрепления, состоявшие из вала, рва и дубового частокола. Со стороны надречного плато к Цитадели полукругом прилегала крепость, также окруженная рвом и земляным валом с дубовым частоколом. Въездом в крепость служили две надвратные башни. Кроме них высились еще шесть угловых башен. Только со стороны Сейма не было рва и вала, их заменяли неприступные естественные склоны. В 1648 г. казаки боем взяли крепость. Батурин очень пострадал от пожара в 1655 году, однако его быстро восстановили.
Укрепления были настолько прочными, что польская армия, пыталвшаяся завоевать Левобережную Украину в 1664 году, идя на Глухов, не смогла завладеть Батурином. В 1666 г. в Цитадели разместился московский воевода Тимофей Клокачев с гарнизоном стрельцов. В начале 1668 года батуринцы восстали, перебили московских стрельцов, а Клокачева пленили и отправили в Чигирин к гетману Петру Дорошенко.
Во времена гетманства Многогрешного (1669-1672) в Батурине начались 15-летние работы по модернизации фортификационных сооружений. Цитадель укрепили валами и крепостными стенами. Со стороны города гетман окружил ее глубоким рвом.
В последний раз Цитадель основательно реконструировали в 1669-1684 гг – это доказывают результаты новейших археологических исследований.
На сегодняшний день установлено, что Литовский замок – Цитадель – имел размеры 130 х 100 м, окружался валом шириной 15 м, со рвом глубиной свыше 10 м и шириной ЗО м. Остатки рва можно увидеть и сейчас в центре Батурина – неподалеку от Воскресенской церкви. В основе оборонительного вала были ряды деревянных срубов, засыпанных землей. Здесь стояли четыре башни, одна из которых – надвратная. Общегородская крепость имела размеры в плане 600 х 440 м, ее оборонительное оградждение включало земляной вал шириной 25 м , высотой 4 м , на котором стоял дубовый частокол, ров и 6 бастионов . В бастионах размещались деревянные башни: 4 глухих и 3 надвратных . Последние получили наименования: Ново-Млинская ( Сосницкая ), Нежинская, Конотопская. Известно, что в Цитадели были минимум два каменных здания – гетьмаський дом и казна размерами поменьше.
Остатки фундамента дворца обнаружены и исследованы археологами. Он был одноэтажным, прямоугольным в плане, имел размеры 24 х 23 м и состоял из трёх основных помещений (два из которых имели печи, облицованные изразцами различных типов), а также сеней-коридора и вспомогательных комнат. По предположению историка В. Ленченко, в этом каменном доме размещалась Генеральная военная канцелярия – высший орган исполнительной власти Гетманщины. О существовании казны известно точно из писем Ивана Мазепы 1688 г. к князю В. Голицыну.
Казна состояла из трех помещений – сеней, гостиной и комнаты для хранения ценностей, закрывалась четырьмя дверями (одни из которых были железными). Существует вполне правдоподобная версия о том , что известный рисунок первой половины XIX в. «Мазепины руины в Батурине», автором которого считается Т. Шевченко, изображает руины именно этой каменной казны. Неподалеку от дворца стояла деревянная церковь Воскресения Господня. Под Цитаделью тянулась галерея подземных ходов. Один из них, длиной 50 м, выводил в Сейм. За пределами этих укреплений находились многочисленные неукрепленные посады – пригороды, Подол (под горой над рекой Сейм ) и хутора казацкой старшины – Шелковица, Буряковка, Горбановка, Черная речка, Гончаровка.
13 ноября 1708 Батурин был захвачен войском Меньшикова. Предатель выдал тайный подземный ход, по которыму нападающие попали в крепость. Перед отступлением московского войска город был подожжен.
С 2005 г. развернулись работы по реставрации и музеефикации памятников Батурина. На сегодняшний день воспроизведены основные сооружения Цитадели в том виде, в котором они были во времена Мазепы. После осмотра фортификационных сооружений следует остановиться у монументальной композиции «Гетманская слава», посвященной пяти гетманам, деятельность которых была связана с Батурином. В композиции предстали: И. Брюховецкий, Д. Многогрешный, И. Самойлович, И. Мазепа, П. Орлик, К. Разумовский.
Дворец Кирилла Разумовского
Живописный вид на парковый ансамбль последнего гетмана Украины К. Г. Разумовского открывается со стороны Сейма с трассы Копти-Кролевец. Здание дворца создано по проекту шотландского архитектора Чарльза Камерона в 1799-1802 гг.
Дворцово-парковый ансамбль находился на южной окраине Батурина. В его состав входили большой парк и дворец, обращенный главным фасадом в сторону реки. Дворец состоял из центрального корпуса и симметрично расположенных боковых флигелей. Комплекс начали строить в 1752 г. По проекту Антонио Ринальди в течение 1755-1764 гг. был устроен парк и начато строительство каменного дворцового ансамбля, законченное в течение 1799-1802 гг. уже по проекту Чарльза Камерона. Центральная аллея парка была ориентирована на главную ось фасада дворца. В связи со смертью К. Г. Разумовского, в январе 1803 г., отделочные работы в интерьере остались незавершенными, а сам дворец начал разрушаться.
Ансамбль исследовал и частично реставрировал в течение 1911-1913 гг архитектор А. Белогруд. В эти годы дворец был передан военному ведомству, которое позволило в 1914 г. разобрать один из флигелей на кирпич для строительства церкви в Батурине.
Дальнейшее разрушение ансамбля прекратили протесты общественности, в частности , на защиту Батуринского дворца выступил художник Николай Рерих. Второй флигель разобрали на кирпич в 1930-х гг. Утрачен партер, переходящий в ландшафтный парк.
Каменное здание дворца, расположеннон на кромке высокого левобережного плато р. Сейм, имеет компактную планировку.
Дворец прямоугольный в плане, с двумя полу-ротондами на боковых фасадах. Парковый фасад истолкован лаконично. Его главный элемент – терраса. Декор фасадов сдержанный, выполнен в стилевых формах высокого классицизма.