Пожалуй, в Днепре нет более загадочного и легендарного места. Впервые он упоминается в Житии св. Феодосия, как самый северный пункт, куда дошел в своей миссии один из учеников Христа - Андрей Первозванный. Само название "Монастырский" остров получил от якобы, существовавшего там византийского монастыря, основанного в IХ веке.
Никаких археологических подтверждений существования монастыря до сих пор не найдено, но в 1635 г. путешествовавший по Украине французский военный инженер и архитектор Гильом Левассер де Боплан в своем "Описании Украины" записал: "когда-то здесь был монастырь... но теперь от него нет ни единых следов".
Возможно, на острове находилось языческое святилище, а на месте его затем возник очаг христианской веры. Чаще всего христианские церкви основывались как раз на месте языческих капищ. Дмитрий Яворницкий высказал мысль, "что остров Монастырский мог быть пунктом отдыха для русских, которые шли по Днепру вниз... так как это один из больших островов, которые никогда не затапливает весенняя вода и является, так сказать, преддверьем порогов".
В стенах этого исчезнувшего монастыря княгиня Ольга пережидала бурю по пути в Царьград в 957 году; здесь останавливался киевский князь Владимир Великий в походе на Корсунь (Херсонес) в 988-м. Когда в 1152 году великий князь Мстислав Изяславович разбил половцев при реке Орель и на Самаре, то и он посетил "святой Днепровский остров Монастырску и всеми силами старался поддержать эти святые места от нападения кочевников", - так записано в "Материалах для Историко-Статистического описания Екатеринославской епархии".
Свято-Николаевский храм. Фото: Денис Моторин
Сам монастырь прекратил свое существование в 1240 г., во время Западного похода Батыя - в это время прекращают свое существование древнерусские поселения в устье реки Самара (р-н Игрень), у Старых Кодаков, на о. Каменоватом, да так, что обнаружить каких-либо следов так и не удалось.
Со времени Батыя остров пустеет. Только спустя 400 лет постройка польской крепости в Кодаках (1635 г.) привлекла поселенцев. На правобережье появляются села Старый Кодак, Половица, Новый Кодак и др. Днепровские острова в это время были покрыты густым лесом. В связи с обживанием этих мест, Монастырский остров удостоился особого внимания казаков - 8 декабря 1765 г. писарю и есаулу Кодацкой паланки Глобе было дано специальное распоряжение о надзоре за зелеными насаждениями на острове, который жители Половицы весьма опустошили.
Казак сразу поселился “против острова на Днепре, называемого Монастырский, где построил себе на Днепре каменных 4 мельницы на пользу общественную, неусыпными трудами и коштом развел на том острове, так же при жилью своему и особо при слободе Половицы не только довольно лесу, но и плодовых деревьев”. Позже земля была передана в безраздельное владение Глобе, которого уважали как тогдашние власти, так и простые люди.
Постройка Екатеринослава, центром которого должна была стать нагорная часть, привлекла к острову особое внимание князя Потемкина - здесь он планировал разместить университет, а для удобства сообщения построить сводный мост через пролив. В то же время, первый архитектор Екатеринослава, академик архитектуры, француз Клод Геруа запланировал на Монастырском место для гуляния (по плану 1786 г.). Планы так и не были реализованы и об острове надолго забыли.
Богомоловский (Монастырский) остров. Фото: dneprcity.org
В 1817 г. в Екатеринославе, по инициативе управляющего немецкими колониями статского советника Контениуса, было учреждено училище садоводства, в ведение которого передали парки города. В 1820 году остров Монастырский был отдан училищу, но уже 7 мая 1845 г. распоряжением министра государственного имущества графа Киселева, остров отошел к лесному ведомству - для разведения смолистых деревьев. Неизвестно, развелись ли там означенные насаждения, но в 1863 г. лесное ведомство продало его в частные руки.
Первым владельцем острова стал Рябинин. Это удовольствие стоило ему 4000 рублей. За неизвестную сумму Рябинин продал остров Бурякову. Меняя хозяев, остров менял и имена и, когда в 1889 г. его приобрел Богомолов, то до середины ХХ в. остров был Богомоловским. Изменился и вид острова - деревья были сведены окончательно, но до 1885 г. весною он покрыт сплошным ковром зелени из редких трав и кустарников, но за три последующих года растительность значительно ухудшилась из-за выпаса домашних животных (пролив к этому времени обмелел) и состояла в основном из сорных трав. Но какую-то роль в истории города остров продолжал играть - так, к 100-летию Екатеринослава в 1887 там был устроен фейерверк.
В начале ХХ века остров стал опорой для железнодорожного моста, на берегу была устроена база яхт-клуба, а городская управа даже предложила соединить остров с городским берегом, засыпав пролив. С принятием генерального плана развития Днепропетровска в 1956 г., остров было решено присоединить к парку им. Шевченко, перекинув мост через значительно полноводный пролив. Получивший новое имя к 40-летию Октябрьской революции, Комсомольский остров стал прекрасным местом отдыха. Центром парковой композиции стал памятник Кобзарю.
В 1999 г. на северной части острова (вновь Монастырского) был построен православный (московского патриархата) храм, разрушивший архитектурную целостность парка, но удачно вписавшийся в ландшафт и в историческую судьбу этого места. Также на острове находится единственный в Днепре зоопарк и аквариум с пресноводными рыбами.
Начиная с конца 1980-х, многие газеты и журналы пестрят публикациями, где говорится что остров - уникальная энергоинформационная зона. Особенно интересны теории Виктора Воробьева - доцента Приднепровской академии строительства и архитектуры, специалиста по аномальным явлениям. Он пришел к выводу, что остров "наделен небывало сильной энергоинформационной структурой". По его мнению, здесь четко выделяются странные зоны, подземные объекты, входы в параллельные миры со своими обитателями. Наблюдения зафиксированы в нескольких десятках толстых тетрадей. Монастырский остров постепенно становится Меккой крупных экстрасенсов, контактеров из России и из Западной Европы.
Воробьев рассказывает: "В арийскую эпоху в районе нынешней Цибульковки, что недалеко от Царичанки и Китайгорода, находилась одна из семи столиц мира". Вокруг нее на десятки километров в землю были вмонтированы злато-серебряные пластины, перенаправлявшие энергию Космоса на величественный храм, стоявший в те времена на нашем острове, на так называемом Тыквенном месте. Арии считали цветок тыквы священным, "он вырастал… в особые моменты космических циклов". Последний раз он якобы расцвел в 1999 году, поздней осенью! Последователи такого учения считают, что остров был священной столицей скифов, здесь побывал Зороастр (Заратустра), а уже потом сюда наведался апостол Андрей Первозванный.
"Прямо перед памятником Шевченко есть два подземных грота. В одном из них хранится голубоватый полупрозрачный кристалл - Кристалл знаний… На дорожке, ведущей влево-вперед от памятника, несколько раз в неделю появляется зона разрыва хрональных полей… Человек, который входит в измененный хрональный поток, чувствует себя будто улетающим в параллельные миры… По нашим оценкам, Монастырский остров входит в число 22 силовых точек планеты".
Вид с пешеходного моста. Фото: Денис Моторин
Сторонники этой теории утверждают, что осенью 1990 года на самой высокой точке острова, метрах в пятидесяти от памятника Шевченко, двенадцать добровольцев вошли в контакт с Космосом. Световой луч, вышедший из неба, охватил всю группу, и все двенадцать людей исчезли. Судьба их до сих пор неизвестна.
Наверное, Монастырский остров действительно обладает необъяснимой притягательной силой для творческих личностей с богатой фантазией...