На живописном берегу р.Северского Донца, среди меловых гор, покрытых густым лесом, расположилась древняя иноческая обитель – Святогорский Успенский монастырь.
Одна из существующих версий его основания предполагает происхождение обители во время возникновения иконоборческой ереси в Византии и связывает его с бегством в русские края византийских иноков.
Произошло это в YIII-IX вв. Большая часть гонимых императорами – еретиками православных иконопочитателей, переправившись через Черное
море, нашла приют в Крыму, а часть из них поднялась по рекам Дону и Северскому Донцу далее на север.
Свидетельством того времени являются многие, до сих пор существующие, пещерные обители на территории Воронежской, Донецкой и Луганской областей, а также Жития святых, в частности св.Стефана Сурожского, Феодора Студита и др.
Около 860 г. в здешних краях, которые в ту пору входили в состав Хазарского каганата, утвердили и восстановили святую православную веру равноапостольные братья свв.Кирилл и Мефодий (см. Жития святых).
О древности, в Святогорье, христианской веры говорят и современные археологи: на территории, примыкающей к Святым Горам, были найдены многие предметы, относящиеся к христианскому населению.
Погребения возле некоторых городищ (Царино и Зливки), совершенные по христианской традиции, относятся к XI-XIY вв. Памятником этого времени являются сохранившиеся до наших дней Святогорские пещеры – свидетели древних подвигов братии и трудов первых основателей обители.
Первые заметки о Святогорском монастыре появляются в Московских летописях в XVI в.: он упоминается в качестве сторожевого поста Российского государства, т.к. в то время обитель была самым южным русским монастырем в татарской степи, находящимся за “чертою”, т.е. за границею.
До начала XYIII в. монастырь не раз подвергался разграблениям от крымских татар и воровских людей, поэтому царскими указами в нем предписывалось постоянно проживать отряду воинов. Кроме того, Святогорский гарнизон, располагавшийся в недрах меловой скалы, имел четыре пушки для обороны, а монастырский синодик 1710 г. сохранил до наших дней имя монаха-пушкаря Иакова.
Московские Государи, обращая особое внимание на Святогорскую обитель, предоставляли ей, кроме денежного и хлебного жалованья, огромное количество земельных угодий. Самая ранняя, дошедшая до нас царская грамота относится к царствованию Михаила Феодоровича.
Она была пожалована монастырю в 1624 г. В конце XYII в., с уменьшением опасности от татар, иноки спустились из пещер для жительства к подножию скалы, где и были заложены первые наземные храмы. Переселение “на подол” было также связано с трудностями жизни в пещерах, о которых нам говорит грамота архим. Иоиля 1679 г.: “Он де, архимандрит з братиею, из реки Северского Донца на всякую потребу в монастырь на гору воду носят на себе по ступеням бочками по мере з 200 сажень… и от такия великия скудости в том монастыре старцы не живут, и ныне он, архимандрит з братиею, для зимняго времени и летняго пристанища всяких чинов людям, которыя приходят в монастырь помолиться, под горой на берегу у реки Северского Донца… строит деревянную церковь теплую во имя святых апостол Петра и Павла”.
Однако, хотя жизнь и сделалась спокойнее в XYIII в., обитель постигали новые беды, в числе которых были и моровые язвы, уносившие жизни многих из Святогорской братии.
Но главная беда случи- лась в 1787 г. Согласно новой политике секу- ляри- зации церко- вных земель по указу Екатерины II Святогорский монастырь был закрыт, а все его имущество отписано в казну. В 1790 г. Свя-тогорское имение было подарено Императрицей князю Таврическому Григорию Потемкину.
В упраздненном состоянии, существуя как приходская церковь, обитель находилась почти 57 лет.
Восстановление ее, при деятельном участии новых владельцев Святогорья -князя Александра Михайловича и Татьяны Борисовны Потемкиных, произошло в 1844 г.
Первым настоятелем после открытия был назначен казначей Глинской пустыни иеромонах Арсений (впоследствии архимандрит), который прибыл в монастырь вместе с некоторыми из числа наиболее ревностных Глинских братии.
За короткое время Святогорская пустынь процвела “яко крин сельный”. Были построены новые настоятельский, братский, просфорный, экономический корпуса, гостинницы, трапезные, а также обновлены древние храмы и пещерные церкви.
Кроме того, построена новая церковь с колокольней и заложены Преображенская церковь на вершине горы, Успенский собор и скитской храм прп. Арсения Великого. Как и в Глинской пустыни, настоятелем были устроены столярная, бондарная, слесарная, кузнечная, сапожная, портная и живописная мастерские, пасека и свечной завод.
В возрожденной обители был введен Глинский церковный устав, а духовная жизнь братии проходила при старческом окормлении опытных духовников, которые были учениками знаменитого Глинского старца игумена Филарета (Данилевского).
При следующем настоятеле, архим. Германе, было закончено строительство заложенных ранее храмов, а также устроен больничный хутор с церковью в честь Ахтырской иконы Богоматери, трапезный храм Рождества Пресвятой Богородицы и Спасов Скит (на месте крушения царского поезда в 1888 г.).
При архим. Германе некогда запустевшая Святогорская обитель была украшена многими царскими дарами и стала известной по всей России.
При последующих настоятелях обитель процветала как внешне, так и внутренне, духовно. К ней, как к благодатному месту и источнику живой воды, стекались тысячи паломников из всех уголков тогдашней Царской России.
Цветущее внешнее благосостояние было основой для обширной благотворительной деятельности, которая распростиралась как на паломников-богомольцев, так и на жителей окрестных селений.
Революция 1917 года и приход новой безбожной власти коренным образом изменили дальнейшую жизнь Святогорс-кого монастыря, разграбление которого началось с 1918 г. Все имущество было описано и изъято, кощунства над священными предметами в обители сопровождались избиением и убийством монастырской братии. В короткий срок все насельники были выселены за пределы монастыря, и в 1922 г. советской властью Святогорская пустынь была закрыта, а на ее территории организован Дом отдыха для рабочих Донбасса.
Дальнейшее поругание обители проявилось даже в переименовании: Святые Горы были названы Красными. В 1927 г. как символ победы и господства революции воздвигнут памятник Артему. Возвышавшийся на соседней горе двухэтажный храм Преображения Господня уже был к этому времени взорван. Пришли в запустение и варварски разобраны храмы в Ахтырском, Арсеньевском и Спасовом скитах.
В годы Великой Отечественной войны обитель подверглась еще большему разрушению. В1942 г. с разрешения немецких властей, на территории которых находился монастырь, на короткий период обитель была вновь открыта в качестве прихода, но просуществовала недолго. В 1947 г. взорван кладбищенский Всехсвятский храм, а в 1960-х годах уничтожены все монастырские кладбища. После войны в 1950-х годах главная святыня обители, Успенский соборный храм, в краткие сроки перестроен под кинотеатр, а трапезная церковь Рождества Борогодицы – под столовую санатория Артема.
…Однако прошло 70 лет разрухи, и в 1992 г. исполнились пророчества многих Святогорских старцев, которые были свидетелями закрытия обители: монастырь был восстановлен.
В 1995 г. с увеличением числа братии началась его реставрация, которая продолжается доныне.
На сегодняшний день монастырю переданы все сохранившиеся храмы, бывшие в его ведении до закрытия, строятся новые на месте взорванных,
реставрируются обветшавшие здания.
А главное – возрождается духовная жизнь монастыря, который становится горящим в молитве светильником Святой Руси, привлекая дивной красотой своих памятников, окруженных чудесной природой, а также стройностью богослужений, присутствие на которых трогает душу и делает ее причастной той силы благодати, которую стяжали на это место многие поколения молитвенников и преподобных, сообщивших своим образом жизни название этой местности “Святые Горы”.
GPS: 49°1’41”N 37°34’5”E
Адрес: г. Святогорск, Донецкая обл.