Лионелла Скирда была известна не только как актриса и признанная красавица, которую называли советской Джиной Лоллобриджидой, но и как жена знаменитого режиссера Ивана Пырьева и актера Олега Стриженова. Она заслужила репутацию femme fatale и первой сердцеедки советского кино, ее упрекали в расчетливости и корысти, но сама она всю жизнь любила только одного человека, с которым судьба не раз ее сводила и разлучала…
Своим необычным именем Лионелла была обязана итальянке, работавшей в магазинчике портового города. Ее мать-морячка и отец-механик судов познакомились с ней в рейсе и решили, что назовут так свою дочь. Лионелла родилась и выросла в Одессе. Театром она увлеклась еще в юности и после школы решила поступать в столичный театральный вуз. Ничего не сказав родителям, девушка уехала в Москву и только после зачисления в Государственный институт театрального искусства им. А. Луначарского объявила им о своем решении.
После окончания учебы Лионелла Скирда начала выступать на сцене театра им. К. Станиславского, а еще через 3 года стала актрисой Московского государственного театра киноактера. Еще в студенческие годы она начала сниматься в кино, а в 23 года сыграла свою первую главную роль в фильме «Вольный ветер». Режиссер признавался, что дебютантка привлекла его внимание своей осиной талией и яркой красотой. В институте однокурсники ее прозвали Линой Лоллоскирдиной – внешнее сходство с итальянской кинозвездой Джиной Лоллобриджидой и вправду было очень заметным.
На это сходство обратил внимание и тот человек, любовь к которому она пронесла через всю жизнь. Еще когда Лионелла только окончила школу, в Одессу приехала съемочная группа фильма «Мексиканец», где снимался Олег Стриженов. Как и многие жители города, девушка пришла посмотреть на столичных артистов. В толпе зевак Стриженов увидел юную красавицу и подошел к ней со словами: «Вы не Джина Лоллобриджида?» Они немного поговорили, а на следующий день артисты уехали.
Позже Стриженов признавался, что навсегда запомнил их первую встречу: «Она скромно стояла за веревочным оцеплением в толпе любопытствующих. На вид лет шестнадцати-семнадцати, с огромной копной коричневых волос, лучезарными карими глазами и замечательной фигурой с тонкой осиной талией! Казалось, от нее веет морем и загаром. А загар ее, особенно при свете вечернего заходящего солнца, был просто золотым. Пройти мимо такой девочки невозможно!».
Помнила об этой встрече и Лионелла, которая рассказывала об этом так: «Я не могла не влюбиться в такого красавца. Закрутить с ним роман не хотелось, хотелось вместе поработать. Но судьба вела нас друг к другу. Провидение послало нам случайную встречу в моём родном городе – Одессе. В тот день я шла в поликлинику и вдруг увидела толпу. Кругом софиты – снимали фильм «Мексиканец». Я подошла поближе. В самом центре съёмочной площадки стоял Стриженов. Ассистенты режиссёра начали оттеснять публику, меня тоже попросили отойти. Стриженов повернулся, посмотрел на меня и сказал: «Её не прогоняйте». А в перерыве между съёмками подошёл и спросил моё имя. Так мы познакомились. Но это был мимолётный эпизод. Встретились мы снова только спустя годы».
В следующий раз они встретились в Ялте, когда Лионелла уже была актрисой и снималась в своей первой главной роли в фильме «Вольный ветер». Еще одна встреча была через год. После премьеры фильма между актерами вспыхнул бурный роман, но на его продолжение Лионелла не могла рассчитывать – Стриженов был женат и воспитывал маленькую дочь. А в жизни актрисы появился другой мужчина, который стал ее первым мужем. Этот брак тогда наделал много шума, ведь начинающая актриса вышла замуж за знаменитого режиссера Ивана Пырьева, который был старшее нее на 36 лет.
Тогда все были уверены в том, что для Лионеллы это был брак по расчету – она только начинала свою кинокарьеру, а бывший руководитель «Мосфильма» был одной из самых влиятельных фигур в советском кинематографе. Она думала, что перед ней предстанет грозный и всемогущий Пырьев, но на самом деле все было по-другому. Актриса вспоминала: «Но увидела я совершенно несчастного человека. Он тогда находился в очень тяжёлом психологическом состоянии. Роман с актрисой Людмилой Марченко сильно его травмировал. И мне выпало вывести его из депрессии. О нашей разнице в возрасте почти в 40 лет я совершенно не думала… Да, он был сентиментальным, нежным, мягким. А любимые женщины у него вообще стояли на пьедестале. За шесть лет, которые мы с ним прожили вместе, я никогда не видела от него жестокости или бестактности, даже повышенного тона не слышала. Сегодня пишут о его каких-то безумных выходках, жестокости (да и вообще много неправды пишут). Я его таким никогда не знала... Наверное, были те, кто осуждал наш брак. Но я горжусь тем, что первой в Советском Союзе пренебрегла общественным мнением и поступила так, как мне велело сердце. Что касается меркантильных интересов, то их у меня не могло быть: Пырьев, несмотря на всю свою славу, ничего не накопил. Когда он умер, на его сберкнижке осталось всего 18 рублей».
Этот брак продлился всего 6 лет, пока Пырьев не ушел из жизни. За это время Лионелла Пырьева несколько раз сталкивалась с Олегом Стриженовым на приемах, но они не общались. И только после того, как ее муж ушел из жизни, они снова встретились на съемочной площадке, спустя 13 лет разлуки. В 1975 г. оба актера снимались в фильме «Последняя жертва», и вдруг оба поняли, что эта встреча не случайна – судьба подарила им еще один шанс, и на этот раз они не имели права его упустить. Стриженов на тот момент уже был в разводе, и никаких препятствий для их отношений уже не было.
Стриженов сделал Пырьевой предложение, и она согласилась стать его женой. Актриса говорила: «И тут уже я перестала сомневаться. Поняла, что нам судьбой предначертано быть вместе. Жизнь это подтвердила… Мы с Олегом Александровичем во многом похожи. Иногда доходит до того, что я подумаю о чём-то, а он это вслух уже говорит». С тех пор они больше не расставались. В 1976 г. актеры сыграли свадьбу, а в 2010 г. венчались. Стриженов признавался: «Почти сорок лет семейной жизни с любимой женщиной – это большая радость и счастье. Вроде бы хрупкое создание – женщина, а какое у неё может быть сильное и надёжное плечо!».
После 1987 г. Лионелла Стриженова перестала сниматься в кино и решила полностью посвятить себя семье. Свой выбор она объясняла так: «Когда мы поженились, мне было уже 38 лет, Олегу Александровичу – 47. И я отлично понимала, что таких ролей, как Грушенька в «Братьях Карамазовых», Софи в «Опасных гастролях» или графиня Круглая в «Последней жертве», у меня больше не будет. А снижать уровень – какой смысл? И потом я считаю, что в семье не должно быть двух «звёзд», людей с большими профессиональными амбициями, встречающихся урывками – в краткие перерывы между съёмками. Это в корне неверно. И я выбрала для себя дом, семью. Всегда отдавала себе отчёт в том, кто такой Олег Александрович Стриженов. Решила посвятить этому человеку свою жизнь. Обеспечить надёжный тыл, уют». О своем выборе она никогда не жалела, ведь наконец получила то, о чем мечтала всю жизнь, – крепкую и счастливую семью.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/080620/46646/