Она стала одной из первых иностранок, покоривших советских зрителей. В 1960-х гг. имя польской актрисы Полы Раксы было известно всем – она прославилась благодаря ролям в фильмах «Четыре танкиста и собака» и «Зося». На съемках в СССР Пола встретила человека, с которым чуть было не связала свою судьбу, но тогда она так и не решилась сделать судьбоносный выбор. А спустя 20 лет актриса и вовсе пропала с экранов, решив кардинально сменить сферу деятельности…
Ее полное имя – Аполония Ракса. Она могла бы никогда не появиться на экранах, ведь даже не мечтала об актерском будущем. После школы Пола поступила на филологический факультет Вроцлавского университета. Там она не раз участвовала в студенческих спектаклях, но на этом ее роман с театром и окончился бы, если б не счастливый случай. Пола была эффектной красавицей и всегда притягивала взгляды мужчин. Позже она вспоминала: «Вернувшись из университета, я с другом пошла в молочный бар, который никогда раньше не посещала. Там обедал известный фотокорреспондент Барач, который приехал в наш город, чтобы сфотографировать девушку в связи с конкурсом «Звезда недели». И это случилось. Он меня сфотографировал».
Благодаря тому, что ее фото попало на обложку журнала, на нее обратила внимание режиссер и профессор Лодзинской высшей школы театра и кинематографии Мария Каневская, которая как раз занималась поисками актрисы для своего нового фильма. Так в 19 лет, будучи непрофессиональной актрисой, Пола получила свою первую главную роль.
После того, как Пола впервые очутилась на съемочной площадке, она больше не сомневалась в том, чем хочет заниматься в дальнейшем. Спустя 4 года девушка окончила Высшую школу театра и кино в Лодзи, параллельно с учебой продолжая сниматься в кино. Польские режиссеры нередко доверяли ей главные роли, но широкая популярность в Польше и за ее пределами пришла к ней в 25 лет, когда Пола Ракса сыграла главную роль в советском фильме «Зося» и начала сниматься в телесериале «Четыре танкиста и собака», где исполнила роль героини по прозвищу Маруся Огонек. После этого ее даже на улицах начали называть Марусей.
В центре сюжета фильма «Зося», который в год выхода посмотрело около 23 млн советских зрителей, была история любви советского офицера и польской девушки в годы войны. Партнером Полы Раксы по съемочной площадке стал молодой советский актер Юрий Каморный. Их экранный роман продолжился и за кадром. Во время съемок одной из сцен из-за ошибки пиротехников случился взрыв фугаса. Больше всех от этого инцидента пострадал Каморный. Режиссер уже собирался приостановить съемки, чтобы актер мог полностью восстановить свое здоровье, но тут Юрий запротестовал. Он был так влюблен в свою партнершу, что рвался обратно на съемочную площадку, несмотря на советы врачей сделать паузу в работе.
Спустя годы актриса называла этот роман одним из самых ярких своих воспоминаний. Но тогда она побоялась связать свою жизнь с Каморным, позже объяснив это так: «Я сразу поняла, что Юра – фатальный человек. А я не хотела зависеть от судьбы». Время показало, что интуиция ее не подвела. После «Зоси» к актеру пришла невероятная популярность, его осаждали толпы поклонниц, он разбил не одно сердце. Но ни с кем из своих избранниц он так и не сумел построить длительных отношений. А в 37 лет Юрий Каморный при загадочных обстоятельствах ушел из жизни.
Пола Ракса после съемок в фильме «Зося» вернулась в Польшу и продолжила сниматься в кино и выступать на сцене Варшавского театра «Вспулчесны». Во второй половине 1960-х гг. она трижды становилась лауреатом премии «Серебряная маска» как самая популярная актриса Польши, в 1979 г. Пола Ракса была признана заслуженным деятелем культуры Польши. Однако ни одна из ее последующих работ не смогла повторить успеха «Зоси» и «Четырех танкистов и собаки». В 1970-1980-е гг. актриса снималась все реже и реже, а в начале 1990-х гг. решила навсегда уйти из кино.
Первое время она вела передачи на телевидении и выступала на театральной сцене, а потом и вовсе оставила актерскую профессию. После окончания кинокарьеры Пола Ракса занялась дизайном одежды. Она выпустила несколько коллекций для детей и линию вечерних нарядов, создавала костюмы для спектаклей, вела рубрику о моде в одном из популярных журналов. На телевидении звезда 1960-х гг. с тех пор не появлялась и вела затворнический образ жизни, вдали от шума и суеты большого города. Уже много лет Пола Ракса не давала интервью.
Красавица-актриса официально была замужем лишь однажды, и эти отношения были недолгими. В браке с режиссером и оператором Анджеем Костенко она родила сына Мартина, но это не спасло их от расставания спустя 6 лет. После развода с мужем Пола Ракса воспитывала сына самостоятельно и больше замуж не выходила. Правда, недостатка в мужском внимании у нее никогда не было, но ни с одним из мужчин ей не удалось построить серьезных и длительных отношений. Когда Мартин вырос, он признался в том, что в детстве ревновал мать и к ее работе, и к многочисленным поклонникам, и страдал от недостатка ее внимания. Позже Пола говорила о том, что очень сожалеет о том, что не смогла наладить с сыном близкие отношения. Он так и не смог простить матери свои детские обиды и впоследствии ограничивался в общении с ней редкими встречами и телефонными разговорами.
Сегодня Пола Ракса с теплотой вспоминает о своем актерском прошлом, но не жалеет о том, что вторую половину жизни посвятила дизайнерской деятельности – ведь и в этом она смогла успешно реализоваться в своей стране. А поклонники до сих пор гадают о том, что заставило актрису кардинально сменить сферу деятельности. Многие уверены в том, что она просто не захотела стареть на глазах у зрителей и решила остаться в их памяти умопомрачительно красивой и молодой – как в тех фильмах, которые сделали ее звездой.
Однако есть и другая версия. Однажды Пола Ракса призналась: «Я сожалею о том, что я играла так много, когда мой жизненный опыт был небольшим». Режиссеры предлагали ей однотипные роли, и она чувствовала себя заложницей амплуа красавицы-блондинки. К сожалению, ей так и не удалось в полной мере реализовать свой творческий потенциал в театре и в кино – а вот в дизайнерской деятельности простор для творчества был гораздо шире. Как бы то ни было, хочется еще раз поблагодарить Полу Раксу за роли в тех фильмах, которые давно стали классикой польского и советского кино!
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/041119/44577/