Президент Дональд Трамп всю неделю держал в напряжении не только союзников Америки по НАТО, но и саму Америку. Многие переживали, что он ненароком сделает что-то такое, от чего голова будет болеть у всех. Тяжелой свинцовой тучей нависала впереди встреча с президентом России Владимиром Путиным.
Как оказалось, западные политики и обозреватели переживали не зря. Трамп в ходе своего европейского турне для начала прошелся по всем лидерам европейских стран, начиная с Великобритании и Германии и заканчивая Черногорией, которая показалась ему слишком агрессивной, а под конец запутался в английском и сказал, что не верит в причастность России к вмешательству в выборы президента США в 2016 году. Говорит, забыл вставить частицу «не». На самом деле он хотел сказать что-то вроде: «Я не вижу причин, почему я не хотел бы, или почему это была бы не Россия». Хотя, возможно, там еще где-то должна быть пара-тройка «не».
Моментально забыв про НАТО и разборки с европейцами, американские СМИ с ужасом осознали, что плохо понимают, о чем и что вообще говорит Трамп. Они и раньше не очень-то за ним поспевали, прыгая, словно по лужам, от скандала к скандалу, а тут, запутавшись в двух «не», совсем отчаялись. В заголовках мелькали слова «измена» и «жалкий», на телеэкранах «говорящие головы» активно брали интервью у конгрессменов-республиканцев, которым осенью этого года предстоит отстаивать свои позиции на выборах в Палату представителей и Сенат.
Конгрессмены с каменными лицами говорили, что им уже все равно, и выражали опасения того, что Трамп мог оговориться еще пару раз во время личной встречи с Путиным.
Демократы слов вообще не выбирали, хотя выражение ужаса на их лицах можно было разглядеть невооруженным глазом.
Трампу в очередной раз удалось настроить против себя большинство политиков и подавляющее большинство представителей прессы. Вероятно, он считает, что это не так важно, если в итоге удастся достигнуть нужного результата. Но дело в том, что никто не знает, какой именно результат президент считает «нужным».
Порой кажется весьма странным, что Трамп, всю свою жизнь «проработав» крупным бизнесменом, ни во что не ставит свой «имидж», то есть то, как он и его действия будут смотреться в глазах политиков, СМИ и простых граждан.
По большому счету, скандал с потерянным «не» прогремел не столько из-за того, что сказал Трамп, а из-за того, как его слова воспринимают американские избиратели, которые уже знают о вмешательстве России в выборы, о хакерских атаках, о русских шпионах и прочем «негативном влиянии». Под сенью такого знания очень сложно представить себе, что в выборы вмешивалась не Россия, а «еще кто-то», как настойчиво повторяет Трамп.
Принять версию «оговорок» Трампа никто не захотел, потому что созданный СМИ имидж уже давно работает против него.
В итоге после саммита президентов Путину достались вершки, а Трампу – корешки, потому что Трамп все еще не понял того, что Путин просек лет 15 назад: в политике зачастую важна видимость – видимость силы, видимость уверенности, видимость холодного расчета. Всего этого у политика может и не быть (посмотрите на Путина, которого на Западе обложили со всех сторон!), но видимость сглаживает общее впечатление и позволяет заняться обсуждением по-настоящему важных вопросов, а не проблемы «двойных отрицаний» и пропавших «не».
Если Трамп в ближайшее время этого не осознает, американцы окончательно перестанут понимать его. А при таком раскладе результат не только промежуточных, но и следующих президентских выборов можно будет предсказать заранее.