Редакция издания Заборона в конце декабря прошлого года получила документ от исследовательской общественной организации — международной ассоциации «Институт национальной политики» — досье на ультраправого украинского деятеля и политика Сергея Коротких, также известного как «Малюта» и «Боцман». Он учился в школе беларуского КГБ, воевал в Чечне и дружил с российским неонацистом Максимом «Тесаком» Марцинкевичем. Жена погибшего при подозрительных обстоятельствах юриста и идеолога «Азова» Ярослава Бабича считает, что ее мужа убил именно Боцман. Недавно одного из авторов досье похитили и жестоко избили. Пострадавший утверждает, что нападавшие — люди Боцмана.
Фигура экс-командира разведроты полка «Азов» Сергея «Боцмана» Коротких среди украинских праворадикалов зловещая: его боятся. Собеседники Забороны, связанные с «Азовом» и парамилитарной организацией «Национальные дружины», избегают разговоров о нем и говорят, что это «опасно для здоровья». У них есть основания для страха: биография Сергея Коротких тесно переплетается с беларуским КГБ, российской ФСБ, убийствами, похищениями и большими деньгами.
Один из авторов досье — соучредитель организации «Институт национальной политики», юрист и общественный деятель Иван Белецкий. Он бежал из России из-за политических преследований и получил убежище в Украине. Он является одним из организаторов «Русского марша» и соучредителем антипутинского движения «Артподготовка».
28 декабря 2020 Белецкого похитили и жестоко избили под Киевом.
«Последние три месяца мне угрожали люди Коротких, — рассказал Белецкий Забороне. — Примерно тогда же мы начали активно собирать досье на Сергея. Они отслеживали мои связи в России, мое прошлое, мои закрыты фирмы. Кошмарили, что поймают у дома. Что матушку выкопают [из могилы]— она давно умерла», — пояснил Иван.
28 декабря мужчина решил встретиться с преследователями в людном месте. Остановились на супермаркете на Окружной дороге. Но когда Иван приехал, никто его не встретил. Мужчина подождал несколько минут и решил вызвать такси. «У меня почему-то Uber заглючил, и вдруг подъезжает серебристая машина с наклейкой «Уклон». Я обрадовался и прыгнул в нее. Рядом с водителем сидел спортивный парень. Я спросил, кто это. Водитель сказал, что у него другой адрес, — попутчик. Я растерялся: не ожидал такого». Ивана отвезли в закуток на Софиевской Борщаговке и избили. Когда он пришел в себя, машины с нападавшими уже не было. Иван вышел на дорогу, где люди вызвали ему скорую и полицию. У него обнаружили перелом челюсти, многочисленные гематомы и ссадины.
«Они когда мне еще до похищения угрожали, то говорили, что подняли мое дело в России за 2009 год, — рассказал Забороне Иван Белецкий. — И они знали его в деталях. Откуда они получили доступ к информации, хранящейся в Следственном комитете РФ и ФСБ? Наш доклад как раз может объяснить эту подозрительную деталь».
Журналисты Забороны пытались встретиться и поговорить с Сергеем Коротких, чтобы проверить некоторые утверждения досье и дать герою расследования возможность защитить свою репутацию. Сергей отказался, но Заборона сохраняет в силе предложение предоставить площадку для выражения позиции.
Школа КГБ
Сергей Аркадьевич Коротких родился в Тольятти, в России, но впоследствии переехал с родителями в Беларусь. С 1992 по 1994 год служил в армии в разведывательном батальоне. По словам Сергея, ему с детства нравились книги и фильмы про шпионов. Романтические мифы и жажда знаний побудили Коротких пойти после армии в школу КГБ. Там он проучился два года, пока его не исключили в 1996 году. По легенде самого Коротких, причиной стали столкновения с милицией во время шествия «Чернобыльский шлях», которое организовала оппозиционная партия «Беларуский народный фронт».
Источники Забороны в БНФ не помнят Сергея на той акции. Однако беларуская оппозиция знает Коротких по другому кейсу: в 1999 году критиков режима Лукашенко Андрея Санникова, Дмитрия Бондаренко и Олега Бебенина избили члены беларуского отделения ультраправой организации «Русское национальное единство» (РНЕ). Среди нападавших был, в частности, Сергей Коротких.
Избиение беларуских оппозиционеров Санникова, Бондаренко и Бебенина Сергей объяснял как «обычную субкультурную разборку». Зато пострадавшие утверждали, что нападение организовали беларуские спецслужбы. Само же РНЕ исследователи ультраправых движений подозревали в тесном сотрудничестве с российскими и беларускими спецслужбами, а одного из главарей организации, бывшего офицера спецподразделения МВД «Алмаз» Валерия Игнатовича, журналисты называли бойцом «эскадрона смерти» Александра Лукашенко.
По мнению авторов досье, Сергея Коротких не выгоняли из КГБ. Наоборот: он мог получить от спецслужбы задачу влиться в праворадикальную среду Беларуси для сбора информации и борьбы с оппозицией режиму Лукашенко.
Самая богатая организация неонацистов в России
После разгрома РНЕ в Беларуси Сергей Коротких оказался в России. Вместе с помощником депутата Госдумы от ЛДПР Дмитрием Румянцевым он основал в 2004 году правоэкстремистскую политическую организацию «Национал-Социалистическое Общество». Организация «причудливо сочетала открытое поклонение Гитлеру с симпатиями к Владимиру Путину», отмечает издание The Insider. НСО занималось популяризацией научно-технических и культурных достижений гитлеровской Германии, закаляло бойцов для «расовой войны». Боевым инструктором был Сергей Коротких. Он также заведовал финансовыми операциями НСО и даже выплачивал зарплату Румянцеву и боевикам «из своих собственных средств».
Как писала российская газета «Известия», НСО была одной «из самых влиятельных и богатых неонацистских организаций в России». На счетах руководства организации на момент ареста ее членов в 2010 году нашли 200 млн рублей, а через банковские структуры НСО якобы прошли почти 1,5 миллиарда рублей, что составляло на тот момент 55 млн долларов.
Среди главных спонсоров НСО был Максим Грицай, который зарабатывал на налоговых схемах с участием людей с инвалидностью и переводе средств в наличные. На паспорта членов НСО регистрировали банковские карточки, куда приходили крупные суммы денег неизвестного происхождения. Ребята снимали деньги с карточек, отдавали их людям Грицая и получали за это вознаграждение, а уже с него «жертвовали» до 30% на нужды НСО. «Мы занимались разными делами, в частности обналичиванием денег», — подтвердил сам Коротких в одном из интервью. Максим Грицай также предоставлял НСО офис и спортзал, поддерживал кандидатов организации на муниципальных выборах.
У соучредителя организации Дмитрия Румянцева были могущественные покровители: его брат-юрист Олег — один из составителей Конституции РФ и разработчик договора о Союзе России и Беларуси, для которого открыты двери в администрацию президента Владимира Путина. Сам же Дмитрий Румянцев неоднократно заявлял журналистам, что у него есть друзья среди российских силовиков.
«Казнь дага и таджика»
12 августа 2007 в интернете появился видеоролик «Казнь дага и таджика». На нем двое связанных мужчин на камеру говорят, что их «арестовали русские национал-социалисты», после чего неизвестные в балаклавах отрезают одному пленному голову ножом, а другого убивают выстрелом в затылок, — все это на фоне флага со свастикой. Убийцы назвали себя представителями «Национал-социалистической партии Руси» (НСПР).
Сначала правоохранительные органы России объявили ролик постановочным. Но через некоторое время признали настоящим и даже сообщали о задержании подозреваемых в убийстве, но в итоге дело спустили на тормозах.
Тогда израильский режиссер Влади Антоневич провел собственное расследование убийства. Выдавая себя за американского журналиста, Антоневич много лет находился среди российских неонацистов. Свою версию событий режиссер изложил в документальном фильме «Кредит на убийство», вышедшем в 2015 году. Пообщавшись с российскими неонацистами и тщательно исследовав видеозапись, Антоневич приходит к выводу, что ролик с казнью снимал лидер группировки «Формат-18» Максим «Тесак» Марцинкевич, осуществлял оба убийства Сергей Коротких, а свидетелем был вожак НСО Дмитрий Румянцев.
Антоневич подчеркивает, что двойное убийство отличалось от других атак националистов: оно «было продумано от начала и до конца». Причем, как говорит режиссер, планировали его не Тесак, Коротких и Румянцев, а люди «в других кабинетах». Антоневич утверждает, что заказчики при помощи казни хотели «посадить на крючок» Румянцева — главаря неонацистов.
Режиссер узнал точную дату исчезновения одного из убитых — Шамиля Удаманова. Это произошло 4 апреля, а не в середине лета, как ошибочно писали российские СМИ. Дата рушит довольно популярный аргумент сторонников Тесака, которые говорили, что Максим не мог участвовать в убийстве, так как на тот момент сидел в тюрьме. Если верить словам отца Шамиля, парень исчез примерно за три месяца до того, как Марцинкевича арестовали 2 июля в Москве.
«Авангардам»
Через два дня после публикации ролика в 2007 году неизвестные прислали в редакцию новостного сайта чеченских сепаратистов «Кавказ-центр» электронное письмо. В нем говорилось о том, что националисты объявляют «вооруженную войну против черных колонистов» и планируют «выселить всех кавказцев и азиатов с территории Руси». Также они требовали освободить своих единомышленников, прекратить преследование Максима Марцинкевича, которого российские силовики арестовали 2 июля того же года, и отправить Владимира Путина в отставку. Власть в стране радикалы хотели передать национал-социалистическому правительству, «которое должен сформировать лидер Национал-социалистического общества России Дмитрий Румянцев». Себя они назвали боевым крылом этой организации, действующим самостоятельно, а также «авангардам» национал-социалистической борьбы. Текст был написан на русском без орфографических ошибок, кроме опечатки в слове «авангардом». На беларуском это слово действительно пишется через «а».
Через несколько месяцев после публикации ролика Сергея Коротких исключили из НСО за «финансовые злоупотребления» и «разжигание вражды внутри организации». В апреле 2008-го ушел и Дмитрий Румянцев, а видео «Казнь дага и таджика» стало призывом для многих неонацистов России: по стране прокатилась волна убийств на почве ненависти. В 2010 году Верховный Суд РФ запретил деятельность НСО на территории России, признав ее экстремистской организацией. Российские силовики начали задерживать членов НСО — многие из них получили тюремные сроки. Зато основателей, Коротких и Румянцева, не преследовали, а Максим Грицай не проходил в делах в качестве спонсора экстремистской группировки.
16 сентября 2020-го лидера «Формат-18» Марцинкевича нашли мертвым в челябинском СИЗО. Официальная версия — самоубийство. Представители Следственного комитета России утверждали, что незадолго до смерти Марцинкевич признался в двойном убийстве «лиц неславянской национальности» в 2007 году. По данным источника газеты «Коммерсантъ», следствие предполагает, что к убийству также мог быть причастен Сергей Коротких, однако его не разыскивают и не выдвигают подозрений публично.
Управляемый национализм Суркова
По мнению авторов досье и режиссера Антоневича, заказ на резонансное убийство поступил от Кремля. Инициатором убийства мог быть тогдашний помощник президента РФ Владислав Сурков, который занимался частью российских националистических движений и партий. В этой версии Сергей Коротких — агент ФСБ, заброшенный в российскую неонацистскую среду, как в свое время в беларуский филиал РНЕ. «КГБ Беларуси и ФСБ РФ находятся в тесном сотрудничестве, связаны различными договорами о сотрудничестве, в частности в рамках СНГ и ОДКБ и другими неформальными договоренностями, и передают своих резидентов друг другу», — объясняют авторы. Коротких, по их мнению, получил задание создать экстремистскую организацию НСО и организовать двойное убийство. Вызванная преступлением волна насилия запугала российское население перед президентскими выборами, и ее обуздание увеличило авторитет власти, которая задерживала неонацистов и организовывала показательные судебные процессы.
В феврале 2013 года Коротких вместе с Марцинкевичем, который отсидел 3 года в российской колонии, подрались с антифашистами в Минске. Марцинкевича облили мочой, тот в ответ отстреливался из газового пистолета, а Коротких нанес несколько ножевых ранений одному из нападавших. Обоих задержали и отпустили через десять дней.
Коротких в Украине
В 2014 году Коротких приехал в Украину, где разведчиком прошел войну на Донбассе в составе «Азова». В свое время батальон формировался в значительной степени из представителей праворадикальных организаций и группировок Левобережной Украины, а также из футбольных фанатов. Со временем «Азов» был реорганизован и интегрировался в Национальную гвардию, которая подчиняется МВД.
В декабре 2014 года Сергей Коротких получил украинское гражданство, во время торжественной церемонии Петр Порошенко поблагодарил его за службу. Коротких выглядел как исключение из правил, учитывая жесткую политику предоставления гражданства иностранным добровольцам при каденции пятого президента.
Получив паспорт, Коротких сделал карьеру в Нацполиции, в частности, в мае 2015 года занял должность начальника вновь созданного Отдела полиции охраны объектов стратегического значения, где работал до 2017 года. Согласно декларации за 2015 год, Сергей Коротких купил себе в Киеве две квартиры, учебно-боевой самолет Л-39 «Альбатрос» и имел в общей сложности почти миллион долларов. Также Коротких поддерживает дружеские отношения с сыном министра МВД Арсена Авакова Александром — эту информацию Коротких подтвердил в одном из интервью.
Морской узел
26 июля 2015 идеолога и юриста «Азова» Ярослава Бабича нашли в собственной квартире повешенным на шведской стенке в детской комнате перед большими портретами его собственных троих детей. Официальная версия следствия утверждает, что это самоубийство, однако с ней не согласны вдова Лариса Бабич и бывший известный представитель «Азова» Олег Однороженко, которые считают, что речь идет об убийстве, совершенном Коротких.
По словам Ларисы Бабич, причиной убийства стал финансовый конфликт в руководстве «Азова». Она уверена, что вероятные убийцы ее мужа неспроста решили инсценировать самоубийство именно таким образом. С одной стороны, злоумышленники надеялись дискредитировать честного и принципиального общественного активиста в глазах побратимов, ведь патологоанатом утверждал, что Ярослав занимался скарфингом (разновидность эротического удушения) перед портретами своих детей. С другой — хотели быть уверенными в том, что родственники погибшего откажутся устанавливать истину, чтобы не позориться.
Косвенно в пользу этой версии свидетельствуют морские узлы на веревке Бабича — по рассказам самого Коротких, он интересуется яхтостроением. К тому же боцман — это должность старшинского состава на кораблях и судах. Этот псевдоним Коротких взял, когда переехал в Украину. Соисполнителем убийства называют другого «азовца» Сергея Коровина по прозвищу «Хорст».
Захар Лаврентьев и Денис
В феврале-марте 2017 Украинский киберальянс опубликовал письма гражданина Беларуси Александра Усовского — предполагаемого агента ФСБ и организатора пророссийских и антиукраинских акций в странах Восточной Европы. Хактивисты, в частности, слили его фейсбук-переписку от ноября 2014-го с Сергеем Коротких, который вел аккаунт под псевдонимом «Захар Лаврентьев». Усовский предлагал Коротких осуществить новый государственный переворот, но Сергей отказался: «Саша мы уже полк. Мы уже руководство милиции киев области. Зачем нам революция если мы без бойни входим во власть?», — писал Боцман. И добавил: «Я больше сейчас в районе Бессарабии контрабанду гоняю». В одном из интервью Боцман утверждал, что под этим выражением имел в виду борьбу с контрабандой. В июне 2015 года Усовский внезапно предлагает Лаврентьеву встретиться на территории Украины, — Коротких соглашается.
«Там [в российском руководстве] постоянно ошибаются. Вкладывали в Тягнибока, а он был мертвым проектом, думали и ходили вокруг Яроша, а я говорил Денису в мае, что он мыльный пузырь и был прав», — пишет Коротких Усовскому. В общей сложности имя «Денис» всплывает в переписке Усовского с разными людьми 885 раз. Почти всегда это имя стоит рядом с фамилией «Логинов», которая упоминается 786 раз.
Денис Логинов ранее возглавлял межрегиональное отделение движения «Реструкта», которое создал неонацист Максим «Тесак» Марцинкевич. Несколько участников «Реструкта» рассказали российскому изданию «Медуза», что уже после суда они узнали: Логинов работал в Центре по борьбе с экстремизмом, а его отец Андрей — заместитель главы аппарата правительства РФ, который отвечает за обеспечение законотворческой деятельности.
Как утверждают неназванные источники авторов досье, Логинов помогал Коротких переправлять на территорию Украины российских неонацистов из РФ для участия в военных действиях на стороне батальона «Азов». Авторы предполагают, что Кремль был заинтересован в наличии российских праворадикалов на стороне Украины во время активной фазы военной агрессии, чтобы использовать это в пропагандистских целях.
Свинарчуки
Накануне президентских выборов, 16 марта 2019, парамилитарная организация «Национальные дружины», которую связывают с Сергеем Коротких, провела акцию «День гнева» возле администрации президента в Киеве. Они требовали от Петра Порошенко отправить за решетку экс-заместителя секретаря СНБО Олега Гладковского и его сына Игоря как главных фигурантов расследования по расхищению украинской оборонки. Несколько раз Нацдружины приезжали к дому Игоря Гладковского, а также преследовали Петра Порошенко во время его предвыборного турне в Житомире, Полтаве и Черкассах. Сам Коротких выступал в телеэфире, где активно критиковал тогдашнего президента и СБУ.
На основании многих фактов Заборона тогда предположила, что «Национальные дружины», подчиненные политической партии создателя полка «Азов» Андрея Билецкого «Национальный Корпус», выполняли политический заказ главы МВД Арсена Авакова, который не хотел победы Петра Порошенко на выборах. Авторы же досье утверждают, что у Коротких мог быть и более широкий мотив: содействие приходу к власти так называемого «Днепропетровского клана» во главе с преследуемым в США украинским олигархом Игорем Коломойским, который сделает политический курс Украины лояльным к России.
После победы Владимира Зеленского Сергей Коротких активно включился в антизападную кампанию на телеканалах кума Путина Виктора Медведчука и в пророссийских СМИ. В частности, он подхватил тезис российской пропаганды о «внешнем управлении страной», «соросятах», и потере Украиной независимости в случае вступления в НАТО.
Рецепт успеха
Свою подозрительную удачу в Беларуси и России Сергей Коротких объясняет так: «Я вовремя уходил, когда нужно, в бега, платил деньги, немалые деньги, чтобы не сесть в тюрьму». Его друзья, в частности Валерий Игнатович и Максим Тесак, а также воспитанники в РНЕ и НСО, попадали в тюрьмы. Российские власти объявляли в международный розыск последователей Тесака и тех, кто воевал на стороне Украины на Донбассе. Однако ни в Беларуси, ни в России Сергея Коротких не преследуют.
Авторы подытоживают свое досье тезисом, что Сергей Коротких является агентом влияния Российской Федерации: «В течение 1993-2020 годов […] неизвестны случаи привлечения к уголовной ответственности в качестве подозреваемого ни в РФ, ни в Беларуси, ни в Украине, неизвестны административные аресты. Не объявлен РФ в международный розыск за участие в запрещенных правоэкстремистских организациях и другую активную праворадикальную деятельность, а также за участие в военных действиях в зоне АТО в составе батальона «Азов». [Все это] признак покровительства персоне Коротких со стороны РФ, признак агента влияния РФ».
Самуил ПРОСКУРЯКОВ, Заборона