Надувать жабу интересно, но антигуманно. И главное, сколько ее ни надувай – она не взлетит, даже если сильно подбросить. Похоже, что с результатами этого жестокого опыта, известного многим с детства, совершенно незнакомы ни президент, ни глава его Офиса. Они усиленно накачивали директора НАБУ Сытника требованиями по делу «Роттердам+», ожидая, что Артем Сергеевич все-таки сможет воспарить и рассказать миру о том, как в одном черном-черном городе черные-черные Ахметов и Порошенко придумали черную-черную формулу, а потом – р-р-р-раз!!! И применили ее, заработав 15, 18, 35, 42 млрд грн (нужное подчеркнуть). И сам Сытник горячо уверял ОПУ: да-да, я полечу, да-да, я воспарю!
И Артема Сергеевича запустили в информационное небо, и он полетел. И даже успел выдвинуть подозрения членам НКРЭКУ и менеджерам ДТЭК и рассказать про «убытки» от «Роттердам+», которые «выявила экспертиза». Но, увы, полет оказался прерванным. Несчастное земноводное ударилось оземь, и из него начал выходить закачанный воздух. Пока медленно, но если Антикоррупционный суд надавит, то не исключена вероятность громкого взрыва. Так что, вангуем, в суд дело попадет нескоро, если вообще попадет.
А не удался полет потому, что стало известно, как НАБУ и САП фальсифицируют расследование. В начале прошлого месяца СМИ обнародовали переписку прокурора САП Ольги Яровой с КНИИСЭ, свидетельствующей о том, что прокурор пыталась давить на экспертов, манипулировать результатами экспертизы и затягивать ее.
А на прошлой неделе случилось совсем нехорошее: в сеть слили результаты самой экспертизы КНИИСЭ. Из которых следует, что никаких нарушений законодательства при работе формулы «Роттердам+» не было. При этом экспертиза была завершена еще 15 августа прошлого года. И именно тогда, после получения выводов экспертов НАБУ и должно было закрывать дело – потому что экспертиза КНИИСЭ была заказана ведомством Сытника. Как, кстати, и экспертиза Института экономики и прогнозирования НАНУ. И обе экспертизы говорили о том, что состава преступления – нет. Но дело не закрыли, а начали тянуть время, используя для этого бесконечные запросы и уточнения, которые отправляла экспертам прокурор Яровая.
Тянул время Сытник потому, что закрыть дело – означало вступить в конфликт с соросятами, Коломойским и признать свою профнепригодность и ангажированность этим самым Коломойским и соросятами, требовавшими продолжения банкета расследования. Ведь глава САП Холодницкий, находясь с Сытником в стадии острого конфликта, доверительно сообщал, что по делу «Роттердам+» работают 50 детективов. С учетом того, что в среднем детектив получает около 50 тысяч гривен в месяц, только из зарплатного фонда ведомства на расследование ежемесячно тратится 2,5 миллиона гривен. Добавим сюда стоимость текущих расходов (от канцелярии до шиномонтажа) и получаем как минимум 3 млн грн в месяц, 36 млн грн год и более 120 млн грн за весь период расследования, потраченных на антикоррупционный пиар НАБУ и ЦПК.
Несколько слов о последней организации. То, что Шабунин атакует Яровую за незаконную деятельность по ЗТМК Фирташа и молчит относительно давления на экспертов по делу «Роттердам+» - это все, что нужно знать о двойных стандартах, а точнее – о двойных расценках украинских «антикоррупционеров».
Так Сытник плыл по течению, и дело, как возможную будущую индульгенцию (борца с режимом Порошенко) не закрывал. Между первым и вторым туром при посредничестве честного парня Шабунина состоялась встреча Богдана и Сытника, и раппорт был установлен. Сытнику сказали «хорошие сапоги, берем. Что там тебе нужно? Экспертиза? Звони в СБУ». Проблема только в том, что креативные ребята настолько креативные, что купили дырявые сапоги. И попытка их залатать с помощью СБУ эту дырявость только подчеркнула.
Получается очень неприятная, даже криминальная история. Есть экспертизы уполномоченных органов, они говорят о том, что состава преступления нет, дело надо закрывать. Дело не закрывается, искусственно затягивается, на экспертов давят. Меняется власть. Новых доказательств не появляется. Но – сотрудники НАБУ сами пишут «справку» об убытках от формулы. И передают справку на экспертизу в СБУ, что в общем-то уже нонсенс, когда один правоохранительный орган делает «экспертизу» для другого на основе абсолютно никчемного документа.
Но дальше и вовсе начинается магия и паранормальные явления. Один сотрудник СБУ по имени Шаповалов Роман Анатольевич за 12 календарных дней успевает прочитать 20 томов дела (4130 листов) и провести «экспертизу», хотя данная экспертиза относится к разряду сверхсложных и по инструкции на нее отводится от 60 до 90 дней. Только не Роману Анатольевичу. Как подсчитала адвокат НКРЭКУ Ирина Одинец, он, с учетом того, что из 12 дней рабочими были 10, на один лист дела тратил 30 секунд. И этого времени для него оказалось более чем достаточно, чтобы понять, что «Роттердам+» - чудовищная коррупция. Эта скорость экспертизы – 30 секунд на лист, особенно впечатляет, если вспомнить слова Сытника о том, что дело архисложное и самое тяжелое и долгое в нем – экспертиза. Но все-таки чем руководствовался самый быстрый эксперт в мире Роман Анатольевич? Как чем?! Да справкой, которую написали детективы НАБУ с бухгалтерским образованием. Вот и весь бином Ньютона.
Ну, хорошо. Правоохранители решили блеснуть эрудицией и показать, что они кое-что понимают в энергетике. Но, наверное, и настоящие экспертизы (а их было минимум 5, и все показали легитимность формулы), хотя бы те, что заказывало само НАБУ к делу приобщат, и в суд передадут? Ахахаха. На этот нелепый вопрос прокурор САП с достоинством ответил защите: В САП сами знают, что передавать суду, а что нет. Передадут правильную экспертизу НАБУ, а экспертизы НИИ – передавать нужным не считают. Шах и мат.
Вот только Антикоррупционный суд вряд ли захочет закапывать свою репутацию, еще не успев как следует ее заработать. Он затребует все проведённые следствием экспертизы. И тогда получится большой скандал. Потому что станет очевидной избирательность следствия, которое отказалось от приобщения к делу доказательств невиновности подозреваемых, а напротив – искусственно сформировало фиктивные доказательства виновности. По предварительному сговору группы лиц. Эти действия описаны в статье 372 ККУ – привлечение заведомо невиновного к криминальной ответственности. Поле деятельности для ГБР и повод узнать, что ниточка от групп лиц, предварительно сговорившихся сфабриковать дело – тянется прямо к руководителям государства.
И поэтому и исполнитель Сытник, и организатор Богдан, и генеральный заказчик Коломойский понимают, что вместо триумфа в суде может получиться наоборот. И поэтому Сытник костьми ляжет, чтобы дело в суд не передавать и порасследовать еще год-два. А вот Игорь Валерьевич, в последнее время последовательно играющий на понижение Зе-команды, вполне может даже и поспособствовать НАБУ-гейту.