В их жизни главным всегда был кинематограф, без которого они не представляли себе жизни. Кинематограф связал воедино две судьбы: великолепной актрисы Елены Кузьминой и гениального режиссёра Михаила Ромма. Их роман, завязавшийся на съёмочной площадке, перерос в глубокие чувства и долгую совместную жизнь. Их имена стали неразделимы, а их чувства могут служить ярким примером созидающей силы любви.
Елена Кузьмина
Елене Кузьминой было всего 16, когда она оказалась в Москве в гостях у родственников. Девочка мечтала сниматься в кино, а потому разыскала в телефонном справочнике номер известного в то время оператора Эдуарда Тиссэ и в лоб спросила его, как можно попасть в кино, минуя ВГИК. Посмеиваясь, Тиссэ посоветовал юному дарованию поступить в петроградский ФЭКС (фабрика эксцентричного актёра).
Кто бы мог подумать, что девушка воспримет совет дословно и сразу после получения аттестата о среднем образовании отправится в ФЭКС. Для поступления ей пришлось приписать себе два года. Во время экзаменов на просьбу комиссии продемонстрировать этюд, взволнованная Елена просто ответила, что именно за этим она пришла в ФЭКС: научиться показывать.
И она училась. Самозабвенно и увлеченно постигала основы мастерства, осваивала этюды, а в 1929 году она уже снималась в кино у Козинцева и Трауберга, которые были чрезвычайно довольны молодой актрисой. Елена Кузьмина, хоть и не понравилась сама себе на экране, на очередное предложение о съёмках ответила положительно.
Когда же в 1933 году ей предложил роль в фильме «Окраина» Борис Барнет, Елена Кузьмина считалась уже опытной актрисой. Во время съёмок закрутился стремительный роман, влюбленные стали мужем и женой.
Но для каждого из них семейная жизнь оказалась сплошным разочарованием. Борис Барнет ожидал, что его супруга будет сидеть дома, терпеливо ожидая прихода мужа домой и занимаясь воспитанием дочери. Елена Кузьмина не только не желала оставлять актёрскую профессию, но ещё и не собиралась мириться с постоянными изменами супруга. Он оказался знатным ловеласом и в своей увлечённости разными девушками не видел ничего плохого. Сам же он отчаянно ревновал супругу.
Елена все реже снималась в кино. Получив предложение от Михаила Ромма, она по настоянию мужа ответила отказом. Но Ромм сдаваться не собирался и в конце концов, Елена Кузьмина согласилась.
Михаил Ромм
Он не любил вспоминать свои детство и юность. Особенно смущался режиссер, когда ему задавали вопросы о работе в продотряде. Михаил Ромм старался тут же перевести тему разговора на своё творчество. Он учился в Госкиношколе, которая позже стала ВГИКом, окончил скульптурное отделение института.
Он сменил множество должностей прежде, чем ему удалось найти своё призвание. Лишь в 1931 году, попав на работу в «Союзкино», Михаил Ромм понял, чем на самом деле будет заниматься в жизни. В 1934 он снял свой первый фильм «Пышка». А затем получил разрешение на съёмки картины «Тринадцать» и позвал на одну из главных ролей актрису Елену Кузьмину.
Служебный роман
Михаил Ромм бывал довольно строг во время работы над фильмом. Его раздражали малейшие неточности в работе всей съёмочной группы, и режиссер постоянно всех критиковал. Не коснулось его недовольство лишь Елены Кузьминой. Как раз в её работе его устраивало совершенно всё. Тут же поползли слухи о романе между актрисой и режиссёром. Несмотря на то, что съёмки проходили в Средней Азии, Борису Барнету быстро сообщили об отношениях Ромма и Кузьминой.
Ревнивец прибыл на съёмочную площадку, а особо азартные участники съёмок готовы были делать ставки в пользу Барнета, бывшего боксера, удар которого Ромм выдержать просто не сможет.
К удивлению и даже разочарованию любопытствующих, между двумя режиссёрами не случилось даже потасовки. Барнет уверился, что роман его жены – это плод чьего-то разгулявшегося воображения. Правда, уезжая, он все же предупредил Лёлю, как он её называл, чтоб она и смотреть не смела в сторону Михаила Ромма.
Но Лёля была не из тех, кто слепо следует советам. Напротив, она стала присматриваться к режиссёру, находя его всё более привлекательным. Прошло совсем немного времени и уже Ромм признавался в любви актрисе. Как выяснилось, чувства его зародились задолго до их встречи. К началу съёмок фильма «Тринадцать» он успел пересмотреть все картины с участием Елены Кузьминой.
Семейно-творческий союз
Вскоре Михаил Ромм и Елена Кузьмина зарегистрировали свой брак. Их союз был одновременно семейным и творческим. Она играла во всех его фильмах, пока не вышел запрет на съемки режиссёрами жён. И первый же фильм без супруги «Убийство на улице Данте» разочаровал режиссёра, хотя и имел успех в прокате.
Тогда Ромм ушел на преподавательскую деятельность, перестав снимать кино вообще. Он воспитал множество прекрасных режиссёров, но сам шесть лет не снимал. Прервал своё творческое молчание он в 1962 году, сняв фильм «10 дней одного года». После него был «Обыкновенный фашизм», который посмотрел, без преувеличения, весь мир.
Елена Кузьмина не переставала сниматься, часто отлучаясь в творческое командировки. Но в кабинете Ромма на самом видном месте всегда висел портрет жены великого мастера.