Эрдоган обвел Трампа вокруг пальца

Эрдоган обвел Трампа вокруг пальца

На днях президент США Дональд Трамп уволил федерального прокурора Джеффри Бермана, который долгое время считался его заклятым врагом. Берман также занимался делом турецкого Halkbank, подозреваемого в отмывании 20 млн. долларов для Ирана в обход санкций. Через два дня после увольнения Бермана акции турецкого банка подскочили на 8 процентов.

Это выглядит еще одним неоспоримым доказательством «эффекта бабочки». В Вашингтоне уволили прокурора, а в Турции взлетели акции банка. Но у «бабочки» в данном случае большие размашистые крылья, и она летает по Белому дому.

Об этом, в частности, рассказывает в одной из глав своих мемуаров бывший советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, тоже уволенный Трампом.

Трамп, как пишет Болтон, попросил его позвонить Мэтью Уитакеру, исполнявшему в то время обязанности генпрокурора, чтобы отменить обвинительное заключение в отношении турецкого банка. Этот банк служил и до сих пор служит интересам президента Турции Реджепа Эрдогана, и в то время его возглавлял зять президента Берак Албайрат.

Болтон также рассказывает в книге, как Трамп, полагая, что Турция намеревается вторгнуться в Сирию, хотел вывести американские войска, чтобы турки не атаковали курдов, пока там еще находились американцы. Высшее руководство Турции очевидно тоже выступало против вторжения. Болтон цитирует генерала Джозефа Данфорда, председателя Объединенного комитета начальников штабов США, который считал, что руководство турецкой армии было «гораздо менее заинтересовано во вторжение в Сирию, чем Эрдоган, и искало способов избежать проведения военных операций к югу от своих границ»

Болтону, который в то время посещал Израиль, было поручено проинформировать Эрдогана о возражениях Вашингтона против планов вторжения и о необходимости защиты сирийских курдов. Эрдоган был предсказуемо взбешен и решил отменить свою встречу с ним. Турецкий президент выступил с агрессивной речью, в которой отклонил любую уступку или компромисс. Болтон называет его в своей книге «диктатором» и сравнивает его речи с речами Муссолини.

Эрдоган продолжил придерживаться агрессивной линии и в телефонных разговорах с Трампом. В конце концов, Трамп приказал Болтону составить заявление, что США уходят из Сирии, потому что с ИГ уже «покончено».

Повлияла ли готовность Трампа помочь в деле турецкого банка на политику Эрдогана? Хотя Эрдоган вторгся в северную Сирию, он не стал приводить в исполнение свой первоначальный план, который предполагал захват гораздо большей территории. Он также не изгнал большинство сирийских курдов из их домов. Трамп, со своей стороны, не вывел войска США из Сирии. Он не предотвратил турецкое вторжение и по-прежнему считает Эрдогана «близким другом», на которого он может рассчитывать.

Причем этот «друг» настолько близок, что на сегодняшний день Трамп так и не ввел санкции против Турции в связи с покупкой Анкарой российских зенитных ракет С-400, несмотря на то, что другие члены НАТО яростно выступали против этой покупки. Эрдоган «отплатил» Трампу, решив пока не вводить эти системы в эксплуатацию, но в то же время подписал меморандум о взаимопонимании с Россией для приобретения дополнительных батарей С-400, а также самолетов Су-35.

Возможно, Трамп принял «уступку» Эрдогана, надеясь, что на ноябрьских выборах он сможет представить замораживание Турцией активизации российских систем ПВО как успех своей внешней политики.

Вашингтон также занял позицию наблюдателя в отношении вмешательства Турции в ливийский конфликт и соглашения между Стамбулом и Триполи по морским границам, которое помешает Египту и Израилю продавать природный газ в Европу. Трамп также не реагирует на растущее напряжение между Грецией и Турцией, чреватое военным столкновением.

Таким образом, пока Трамп находится у власти, Эрдоган, по-видимому, будет продолжать делать все, что считает нужным как в бассейне Средиземного моря, так и за его пределами. Это является важным уроком для тех лиц в Иерусалиме, которые считают, что Вашингтон проводит рациональную политику, основанную на представлении об Израиле как о союзнике с общей правой идеологией.

Но они должны понять, что лексикон Трампа не включает понятий «идеология» или «логика». Для Трампа все носит личный характер — и его окружение важнее для него, чем американские или международные интересы. Также следует помнить, что немало людей из его близкого окружения являются антисемитами.

Израиль был в эйфории, когда Болтон был назначен советником по национальной безопасности, увидев в нем союзника в борьбе против Ирана. Все также были уверены, что зять Трампа, Джаред Кушнер, будет иметь на него большое влияние.

Но Болтон покинул свой пост вместе со многими другими членами кабинета и помощниками, которые раздражали Трампа или критиковали его политику, Кушнер потерял свое влияние, а специальный посланник США на Ближнем Востоке Джейсон Гринблатт ушел в отставку. Из этого можно сделать вывод, что если аннексия Западного берега станет препятствием для избирательной кампании Трампа, он, скорее всего, откажется от поддержки этого плана.

В своих мемуарах Болтон пишет, что он был «голосом разума» в администрации США. Он, как никто, был обеспокоен судьбой курдов, считал Эрдогана диктатором и описал процесс принятия решений в администрации Трампа, как полный хаос. Очевидно, нам придется подождать, пока Помпео, Кушнер и сам Трамп опубликуют свои мемуары, чтобы полностью оценить роль Болтона в формировании политики США.