Эрдоган против Путина и Асада: бои уже идут

Эрдоган против Путина и Асада: бои уже идут

Растет число потерь армий Турции и Сирии, сражающихся за сирийскую провинцию Идлиб. На гибель 14 турецких военнослужащих турки ответили ударами по сотне целей Асада. По данным Анкары, к этому часу убиты более 150-и солдат регулярной сирийской армии, сожжены три танка, а выложенная в интернет видеозапись разваливающегося на части вертолета сирийских правительственных сил стала наглядной иллюстрацией того, что одними угрозами Анкара не ограничилась.

Варвары в Идлибе

Дамаск, Москва и Тегеран совместно штурмуют последний оплот повстанцев, не стесняясь в средствах. Бомбардировки сирийских и российских ВКС влекут массовые жертвы среди гражданского населения. По данным ООН, с декабря около 700 тысяч человек покинули свои дома в Идлибе. Это - рекордное количество все за девять лет сирийской войны. В палаточных городках у границы с Турцией беженцы, среди которых много детей, страдают от холодов.

Для Анкары их прием стал непосильным бременем: в Турции уже нашли временный приют три с половиной миллиона сирийцев, но теперь страна стоит перед угрозой наплыва еще трех миллионов, сообщает «Нью Йорк Таймс», и цитирует заявление Эрдогана, сделанное на прошлой неделе. "Никто не вправе возлагать такое бремя на наши плечи. Если режим Башара Асада не отступит, Турции придется заставить его это сделать".

После этого, пишет NYT, Анкара перебросила к сирийской границе 30 тысяч солдат и военную технику, направила пять тысяч военнослужащих непосредственно для поддержки развернутых в Идлибе сил, а также установила в этом районе новые позиции, в том числе в Аль-Мастумах и близ аэродрома в Тафтаназе. Но терпение Эрдогана окончательно лопнуло, когда 10 февраля пост турецких войск в Тафтаназе был обстрелян, и погибли пятеро турецких военных. 12 февраля президент Турции поставил ультиматум, который сразу был подкреплен реальными мерами: в тот же день Минобороны этой страны сообщило об ответной «нейтрализации» более полусотни солдат противника.

"В Идлибе режим Башара Асада, поддерживающие его российские силы, а также проиранские боевики нападают на гражданское население", – заявил Эрдоган, но последовавший затем разговор с Владимиром Путиным его разочаровал: он убедился, что Москва в который раз с легкостью отказалась от своих обязательств по прекращению огня в зоне деэскалации в Идлибе. Поэтому турецкий лидер объявил о готовности "стрелять везде, не будучи связанными границами Идлибского и Сочинского меморандумов" в случае новых угроз. "Мы ожидали выполнения данных нам обещаний, однако этого не произошло: никто их не выполняет", – цитирует его турецкий канал NTV.

"России придется пересмотреть отношения с Асадом"

Политолог и востоковед Кирилл Семенов в интервью "Деталям" сказал, что не ожидает масштабной войны между Эрдоганом и Асадом, однако допускает возможность новых столкновений с применением артиллерии. Часть ударной военной техники турки могут передать сирийской оппозиции, а турецкие военные советники научат повстанцев ей пользоваться.

- Турки теперь находятся не на отдельных наблюдательных пунктах, а вперемешку с силами оппозиции, непосредственно на фронте, где у них развернуты полевые батареи и стоят танки, - рассказал эксперт. - Однако все заявления Эрдогана, что он будет использовать армию для изгнания Асада за пределы зоны деэскалации, видятся достаточно сомнительными. Ведь тогда он натолкнется на противодействие россиян.

У Турции есть 250 самолетов F-16 и она способна «вскрыть» воздушное пространство Сирии. Но это сразу привело бы к слишком сильной эскалации и полному разрыву отношений между Турцией и Россией (тогда как сегодня турки закупают российские С-400). Однако и Москве придется пересмотреть свои отношения с Асадом, если конфликт затянется, ведь российские военные - единое целое с сирийской регулярной армией, и Москва окажется втянутой в войну с Турцией, если Асад решит начать операцию против турков.

В Вашингтоне назвали нападения на турков – союзников по НАТО – "немыслимыми", пообещали "поддержать" Анкару в противостоянии с противниками, и потребовали от России "прекратить поддержку Асада". Соответствующее заявление сделала постпред США при НАТО Кэй Бейли Хатчисон. Неясно только, в чем именно будет заключаться поддержка американцев, ведь аналогичные заявления, как и призывы к Москве, звучали уже десятки раз за все время российского присутствия в Сирии. Кирилл Семенов полагает, что в настоящее время Турция не может рассчитывать на США и НАТО из-за напряженных отношений с ними.

- О реальности намерений Вашингтона могли бы свидетельствовать, например, возврат туркам права на участие в международной программе производства истребителей F-35, и согласие Белого дома на проведение операции против курдов. Это стало бы серьезным давлением на Москву, потому что фактически означало бы открытие воздушного пространства для турецкой авиации на северо-востоке Сирии. Там турки могли бы взять, например, Кобани, пока Асад наступает на Идлиб, – комментирует Семенов. – Но пока США никаких реальных шагов навстречу Анкаре не делают. Только заявления.

В том, что творится в Идлибе, отделить ответственность Асада от ответственности россиян сложно, поскольку авиация обеих стран действует совместно, хотя российские самолеты, по всей видимости, совершают больше вылетов.

Гуманитарный кризис там точно есть. Сотни тысяч беженцев устремились к границам Турции. Минобороны России всегда ссылалось на то, что население Сирии якобы находится в заложниках у террористов – но теперь оказалось, что бежит оно именно от наступающей армии Асада! За последние несколько месяцев наступления сил Асада и российской-сирийских бомбардировок погибли около 1800 человек. И этот факт Анкара тоже может использовать для усиления давления на Москву, – говорит Кирилл Семенов.

Реальные цели и "моральная гниль"

Анкаре нужно сохранить союзные отношения с повстанцами, чтобы контролировать часть Сирии – ради усиления ее переговорной позиции по проекту новой сирийской конституции и общему политическому урегулированию, - считает Салих Йилмаз, глава Института российских исследований в Анкаре. Но возможности Турции на северо-западе Сирии ограничены - там Россия контролирует воздушное пространство, а турки не смогут потеснить сирийцев без авиации, -считает Асли Айдинтасбас, старшая научная сотрудница Европейского совета по международным отношениям. Их оценки приводит «Нью Йорк Таймс».

Поэтому, несмотря на милитаристскую риторику, Эрдоган все же хочет не большой войны, а переговоров с Россией, главным союзником Дамаска. И в минувшее воскресенье российская делегация прибыла в Анкару для переговоров – еще до того, как в среду Эрдоган говорил с Путиным.

Правда, напряжение между Москвой и Анкарой растет, и не только в Сирии. Недавно Эрдоган перебросил войска в Ливию, где они с Путиным поддерживают противоположные стороны. Также Турция подписала контракт на поставку боевых беспилотников Украине, борющейся против пророссийских боевиков на Донбассе, а Эрдоган в очередной раз подчеркнул приверженность украинской юрисдикции над Крымом.

«С учетом того, что последнее согласованное с Россией перемирие продлилось всего три дня, Анкаре следует иметь в виду, что любое новое соглашение с Москвой станет лишь отсрочкой для победы Путина», - уверена Айдынтасбас.

А турецкий обозреватель Карим Шахин считает, что катастрофа Идлиба оттесняет из поля зрения более глубокую проблему – разрухи и нищеты других районов этой страны, которые уже перешли под контроль Дамаска. "Асад вернул себе большую часть страны при поддержке России, используя жесточайшие методы, в том числе блокаду, беспощадные артиллерийские и воздушные бомбардировки, и даже химические атаки. Вот только эти военные победы не привели ни к экономическому прогрессу, ни к избавлению режима Асада от статуса изгоя", – пишет автор в статье для Foreign Policy, напоминая, что в настоящее время десятки тысяч противников Асада числятся пропавшими без вести или заточены в темницы.

"Война в Сирии стала прямым указанием на ту моральную гниль, которая сосредоточена в самых основах международного порядка. Для того, чтобы правила перестали иметь значение, достаточно безнаказанно бомбить больницы, хлебопекарни и школы, разрушить огромное количество жизней и совершить бесчисленные злодеяния", – резюмирует Карим Шахин.

Александр Кушнарь