В его послужном списке более 70 фильмов: «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Они сражались за Родину», «Гараж», «Печки-лавочки», «О бедном гусаре замолвите слово»… И в каждом фильме Бурков был неподражаем. Он был настолько органичен в своих ролях, что трудно поверить, что в молодости у обожаемого всей страной Буркова не было ни малейшего шанса стать актером.
У Буркова не было актерского образования. Он был самоучкой, но при этом поражал коллег начитанностью. Бурков почти никому не рассказывал о своих амбициозных замыслах. До конца откровенным он был только в своих дневниках.Сегодня эти сотни рукописных страниц и десятки исписанных тетрадок хранятся в большом чемодане у его дочери Маши. Самые интересные фрагменты дневников Буркова легли в основу нашего фильма. Зрители узнают, о чем думал и мечтал любимый актер в моменты триумфов и невезений. Прочтет эти дневники друг и партнер Буркова по многим фильмам — Валентин Гафт.
Покорять московские подмостки Бурков приехал из Перми. Он мечтал сыграть Дон Кихота. Талантливый самоучка не только попал в театр, но еще и умудрился завоевать сердце одной из самых молодых и красивых актрис театра — Татьяне Ухаровой было всего 18!
Прогуливаясь по коридорам и гримеркам театра Станиславского, Татьяна Сергеевна вспоминает историю знакомства с будущим мужем и не может сдержать улыбки. Ведь и само знакомство, и последующая свадьба скорее напоминали комедию. Родители Татьяны и Георгия были в шоке. Родители Татьяны называли Буркова брачным аферистом: «Ему нужна только прописка от тебя!», а мама Буркова, увидев тощую девочку-подростка на перроне рядом с сыном, развернулась и уехала домой со словами: «Мы с папой это не переживем!». Встречу с мамой Буркова Ухарова во всех подробностях помнит и сегодня: «Она привезла вилки, ложки, ножи в приданое. Ну, и увезла все назад».
Родители Буркова буквально молились на единственного сына, ведь однажды они его чуть не потеряли. Жоре было 6 лет, когда всей семьей они отправились в путешествие по Каме. На теплоходе он заболел брюшным тифом, началось заражение крови. Когда пермские врачи сказали, что ничем не могут помочь, мама Жоры буквально выкрала его из палаты и самостоятельно выходила сына дома. Множество других поступков его родителей доказывает, как сильно они любили и как поддерживали своего сына. Так, например, когда после трех лет учебы на юрфаке Пермского университета, Жора решил бросить ВУЗ ради актерской карьеры, они полностью были на его стороне.
Отправившись в Пермь, родной город актера, где он прожил 32 года, мы встретились с теми, кто знал Георгия Ивановича. Актер Владимир Дроздов был хорошо знаком с Бурковым: вместе они играли на сцене пермского драмтеатра. Дроздов показал нам школу, в которой учился Бурков, оперный театр, куда тот бегал мальчишкой на все утренние спектакли, и дом, где он жил. Сейчас на этом доме висит мемориальная доска — абсолютно уникальная и единственная в своем роде. Ведь она посвящена не только самому актеру, но и его отцу — Ивану Григорьевичу Буркову. В Перми он не менее уважаем: всю жизнь проработал на Мотовилихинском заводе, который выпускал пушки, и прошел долгий путь от простого чернорабочего до главного механика.
В театральный ВУЗ Жора так и не поступил: он трижды приезжал в Москву на экзамены, но каждый раз терпел неудачу. Тогда он решил, что сможет стать актером и без диплома и занялся самообразованием. Два года он с утра до вечера сидел в пермской библиотеке и буквально глотал книги одну за другой. Эта библиотека сохранилась и сегодня. В ее читальном зале Владимир Дроздов рассказывает, как родителей Жоры постоянно упрекали в том, что их сын тунеядец: «Вы чего это терпите-то? Вы скажите, пускай он поступит хоть куда-нибудь!».
Но родители Буркова искренне верили, что их сын талантлив и скоро заявит о себе. Так и произошло. Для самоучки без диплома карьера Буркова развивалась очень удачно и стремительно. Первая его роль была без слов. Он играл слугу с подносом в провинциальном городе Березники, а уже через пару лет стал ведущим актером сначала пермского, а затем кемеровского драматического театра. Именно там на него обратил внимание известный столичный критик, который рассказал о талантливом актере худруку московского театра Станиславского Львову-Анохину. Бурков приехал показаться ему в Москву. Режиссер был буквально покорен талантом уральского самоучки и сразу предложил ему роль! Труппа недоумевала: зачем нам провинциал с пермским говором, да еще шепелявый? А тут еще свадьба с Ухаровой! Какой выскочка, этот Бурков!
Спустя много лет мама Буркова полюбит Татьяну как родную дочь. Родители Ухаровой тоже примут Буркова. А тогда перед свадьбой, молодожены остались без крыши над головой и без благословения... Поэтому их свадьба была скромной. На Тане было школьное выпускное платье и старые рваные туфли. Те небольшие деньги, что у нее были, она решила потратить на модную в те годы прическу, которая называлась корзиночка. Сидя в гримерке театра Станиславского перед зеркалом, Татьяна Сергеевна показывает, какую «чудо-прическу» сделали ей на голове в день свадьбы. «Немедленно в ванную, а то жениться перестану», — такими словами встретил ее Бурков из парикмахерской. В ЗАГС невесте пришлось ехать с мокрыми волосами…
Рука об руку Жора и Таня прошли 25 лет, хотя путь этот не назовешь легким. Первое время Бурков играл в театре Станиславского лишь в одном спектакле и получал всего рубль пятьдесят за выход. Зарплата Ухаровой тоже была невелика. Денег часто не хватало даже на проезд в метро… Наконец Бурков начал зарабатывать — его заметили кинорежиссеры. И главным в его судьбе стал, конечно, Эльдар Рязанов. Актер снялся в 7 его фильмах. О смешных ситуациях, которые сопровождали съемки этих фильмов рассказывает и сам Эльдар Рязанов, и коллеги Буркова по кино — Александр Ширвиндт и Лия Ахеджакова.
Именно рязановские комедии принесли Буркову всенародную популярность. Но они же закрепили за ним ярлык комика и мастера эпизода. А ведь Бурков мечтал играть ни много, ни мало: Дон Кихота, Тимона Афинского, Гамлета. Строил он грандиозные планы и в отношении литературной деятельности. Бурков годами вынашивал идеи сценариев, пьес, рассказов и даже романов. Но об этой стороне его жизни знают лишь самые близкие.
Читая дневники Буркова, Валентин Гафт вспоминал, как он сыграл главную роль в фильме Рязанова «Небеса обетованные», которая изначально предназначалась для Буркова. Но жизнь Георгия Ивановича совершенно нелепым образом и неожиданно для всех оборвалась. Июль 1990 года. Чтобы дотянуться до книги на верхней полке, Бурков забрался на столик с колесиками, потерял равновесие, упал на подлокотник дивана и сломал бедро. Затем случилось непоправимое — от удара у Буркова оторвался тромб, который закупорил легочную артерию…