Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что ООН не может решить конфликт в Сирии. Прямо скажем, для украинцев он Америку не открыл. Мы по ситуации в Крыму и Донбассе на собственной шкуре знаем, что ООН вообще мало что может решить. Выражаясь медицинским языком, у всех свои проблемы – ОБСЕ часто страдает приступами слепоты, а ООН – перманентным бессилием. Не считать же периодические выражения глубокой озабоченностью эффективной работой?
В принципе, Генсек сам вполне верно ставит диагноз – орган больше не соответствует современным реалиям, не отражает баланс сил в мире, а некоторые страны злоупотребляют правом вето. Он не стал называть эти самые страны, но все и так прекрасно понимают – речь идет о России. Расследовать сбитый Боинг РФ не разрешает, отравление Скрипалей, химическую атаку в Сирии, да и по военным преступлениям Кремля на территории Украины в Крыму и Донбассе тоже – ветируют. Что может сделать ООН в этой ситуации?
ООН может констатировать факты. От чего никому, ни холодно, ни жарко. Так ООН в твиттере сообщает, что на сегодняшний день Украина является безоговорочным мировым лидером по количеству жертв противотанковых мин. Спасибо, Кэп! А дальше что? Что делать с той страной, которая вторглась в Украину и из-за которой, собственно, все эти мины появились? Правильно, пусть сидит в Совете Безопасности ООН и ветирует любые расследования своих преступлений и неудобные резолюции.
Может, ООН сохраняет значение в качестве гуманитарного донора в мировых масштабах? Ну, если с основной работой не справляется, можно хоть в «Красный крест» поиграть? Увы, тут тоже без особого эффекта. Так в 2018 году ООН сможет передать Киеву всего 3% от общего объёма средств, необходимых для гуманитарной поддержки жителей Донбасса. Об этом сообщил координатор гуманитарных программ по Украине Нил Уолкер. Потому что не хватает ресурсов. Денег, проще говоря. А в декабре 2017 года Всемирная продовольственная программа (ВПП) ООН объявила о прекращении поставок продуктов питания в Донбасс из-за нехватки финансирования.
Спрашивается, какая вообще польза от громадной бюрократической организации, как бы самой влиятельной в мире, при возникновении реальных проблем? Со скандалами через ПРОООН финансировать гранты на создание сомнительной фирмой программного обеспечения для НАЗК Украины? Больше ничего? А, еще с серьезным видом рассуждать о реформах в Украине, указывая, что и в каком порядке нам следует делать. Еще раз спасибо, КЭП.
С такой эффективностью работы ООН в первую очередь стоит заняться реформированием самого себя. Потому что нынешняя результативность близка к нулю. И проблема не только в атавизме в виде права вето для любого члена – сама картина в целом выглядит, мягко говоря, беспомощно. С другой стороны – когда это бюрократия успешно реформировала сама себя ради повышения эффективности? В Украине и в ООН такой феномен никто не наблюдал…
Кирилл Сазонов