20 июля в центре Киева в результате взрыва автомобиля погиб журналист Павел Шеремет. Полиция квалифицирует его смерть как «умышленное убийство, совершенное способом, опасным для жизни многих людей». В МВД заявили, что предварительно рассматривается четыре основные версии убийства: профессиональная деятельность; неприязнь в отношениях или личные мотивы; российский след (дестабилизация ситуации); покушение на владелицу информационного медиа-ресурса «Украинская правда» Елену Притулу, которой принадлежал автомобиль.
Первое, что бросается в глаза – это демонстративность преступления и цепь удивительных совпадений, предшествовавших произошедшему. Настораживающим моментом стало то, что, несмотря на ранний час (7-40 утра), неподалеку от места преступления присутствовала съемочная группа «17 канала», приехавшая за час до взрыва «брать интервью у мэра Киева Виталия Кличко». Подозрение же вызывает странная «интуиция», благодаря которой представители этого канала уже оказывались когда-то рядом с другим местом преступления – домом, во дворе которого был расстрелян писатель Олесь Бузина. А когда в открытый доступ попало видео, на котором еще живого Павла Шеремету достают из машины – возмущению украинцев не было предела. Журналистам канала припомнили и пророссийскую позицию, и слухи о том, что собственником ресурса является Виктор Медведчук, и Бузину. В разгоревшийся скандал вмешалась власть. Советник министра внутренних дел Иван Варченко заявил, что журналисты 17 канала, допрашиваются в качестве свидетелей. «Рассматривается геополитическая версия, которая предусматривает российский след. Именно с этим связано определенное количество вопросов, почему именно представители 17 канала появились первыми на месте преступления, были ли они предупреждены, знали о том, что должно произойти. Конечно, это не может остаться без внимания следователей», – сказал он.
Вскорости генпрокурор Украины Юрий Луценко сообщил, что к расследованию подключились специалисты из ФБР. По его словам, следствие рассматривает все версии убийства, но ключевой на сегодняшний момент считается месть, связанная с профессиональной деятельностью Павла Шетемета. «Они (специалисты из ФБР) уже несколько дней работают над экспертизой взрывчатого вещества и дали нам достаточно важные данные, также они проводят экспертизу пострадавшего автомобиля и главное, на данный момент они помогли нам с работой с видеозаписями из различных источников, которые дадут, я уверен, нам установить первых подозреваемых и идентифицировать их», – заявил генпрокурор и добавил: «Мы будем в ближайшее время готовы к серьезным публичным заявлениям с возможными фотороботами подозреваемых».
22 июля в СМИ появилось видео с камер наблюдения, где видно, как мужчина и женщина минируют автомобиль. Позднее стало известно, что данное видео является частью следственно-оперативных материалов, и его обнародование не было согласовано с правоохранителями. Полиция начала служебное расследование по факту утечки. Об этом глава Национальной полиции Украины Хатия Деканоидзе заявила в эфире телеканала «112 Украина». «Вчера я дала команду начальнику полиции Киева, чтобы начать служебное расследование. Второе, я хочу сказать, что если какая-то информация о ходе расследования попадает в СМИ, то это означает, что следствие автоматически идет обратно. Каждая публичная информация, которая составляет детали следствия, и люди ее обсуждают, – это мешает следствию», – подчеркнула она.
Главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос в эфире «5 канала» рассказал, что Павел Шеремет незадолго до своей гибели летал в Москву, где встречался с близким окружением убитого в России оппозиционного политика Бориса Немцова. Кроме того, военный прокурор сообщил, что у Павла в Москве состоялась встреча с бывшим министром доходов и сборов режима Виктора Януковича, Александром Клименко, который считается фактическим владельцем холдинга «Вести», где работал Шеремет и куда он ехал в то злополучное утро.
Версий, слухов, конспирологии, связанной с гибелью Павла Шеремета, так много, что сегодня ни один серьезный комментатор не рискует строить предположения. При этом практически все эксперты отмечают, что взрыв был спланирован таким образом, чтобы вызвать как можно более широкий резонанс в обществе. Для того чтобы составить себе представление о специфике произошедшего, надо понимать, что перекресток, на котором произошла трагедия, находится буквально в радиусе квартала от здания «Новой полиции», управления СБУ, и в двухстах метрах от дома, где проживает мэр Киева Виталий Кличко. Это место столь плотно просматривается камерами наблюдения, что убийство произошло чуть ли не «в прямом эфире», сделав невольными свидетелями произошедшего весь мир. Поэтому единственное, в чем сегодня сходятся все – это в провокационном характере преступления, призванного посеять страх. Каковы бы ни были мотивы преступления, заказчикам был нужен тот эффект, который может последовать за демонстративной расправой над журналистом в центре украинской столицы. Выбирая способ нападения, они намеренно придавали ему черты теракта, где общество является и участником, и адресантом.
Президент Украины Петр Порошенко поручил правоохранительным органам немедленно расследовать убийство Шеремета. Глава Национальной полиции Хатия Деканоидзе заявила, что расследование стало для нее делом чести. Спикер Верховной Рады Украины Андрей Парубий подчеркнул, что убийство известного журналиста – это вызов для украинской демократии и правоохранительной системы. А пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что убийство Шеремета в Киеве является поводом для беспокойства в Кремле.
Сегодня все задаются вопросом, будет ли раскрыто убийство Павла Шеремета? Способна ли Украина установить виновных и привлечь их к ответственности? Ведь немалая доля резонансных преступлений, убийств, провокаций, так и остается тайной. Нет ясности в деле о расстреле «небесной сотни» на Майдане в 2014 году, не закрыто дело о поджоге одесского Дома профсоюзов, в деле об убийстве Олеся Бузины до сих пор не поставлена точка, судебное разбирательство об убийстве Георгия Гонгадзе так и не приблизилось к привлечению к ответственности заказчиков и идейных вдохновителей преступления.
И все же в этот раз ситуация несколько иная. В отличие от других вызывающих убийств, совершив взрыв в центре Киева, преступники не пытались скрыть произошедшее, придать убийству бытовой или случайный характер. В деле об убийстве Павла Шеремета есть то, что отличает его от всех других знаковых украинских преступлений. В нем абсолютно неясен мотив. Коллеги и друзья погибшего, украинские политики, случайные комментаторы в соцсетях, в один голос заявляют, что Павла Шеремету «не за что было убивать». Он не был журналистом-расследователем, не копал компроматы, не был одиозной, раздражающей какие-либо круги личностью, не отличался ярыми позициями, которые могли бы возбудить ненависть, не был конфликтен или даже груб с окружающими. Его смерть – абсолютно бессмысленна, с точки зрения объяснимой причины. Поэтому она оказалась столь шокирующе резонансной и повергла в шок общество, заставив говорить о «сакральной жертве» и попытках дестабилизации обстановки в стране.
Взрыв под прицелами видеокамер настолько вписывается в «гибридные технологии», где информационная составляющая является ключевой, что любые проволочки в расследовании заставят говорить о том, что «украинская власть не спешит противодействовать агрессии против страны и общества». Восстановить картину произошедшего становится для правоохранителей, в том числе, и способом продемонстрировать готовность защищать национальную безопасность, противодействуя «гибридным провокациям». Поэтому раскрыть убийство Павла Шеремета, для власти одновременно означает и защитить саму себя.
Сегодня уже очевидно, что определенные силы пытаются раскачать ситуацию внутри Украины, спровоцировав «войну всех против всех». Делаются громкие заявления, даются популистские обещания об улучшении жизни уже сегодня, страной прокатываются провокационные публичные акции, с привлечением огромного числа радикально настроенных сторонников. Страна взбудоражена и накалена. И все это на фоне усилившихся обстрелов на линии разграничения и растущего недовольства. Горячее украинское лето 2016-го в самом разгаре, и необходимо прилагать отчаянные усилия, чтобы гасить «информационные поводы», не допуская их объединения в один огромный снежный ком, способный похоронить и власть, и страну. Найти убийц, устроивших теракт в центре Киева, – это вопрос политического выживания режима Порошенко. А это дает серьезные основания надеяться, что убийство Павла Шеремета будет раскрыто.