Гранатовый браслет – прототип того самого, который безнадежно влюбленный телеграфист Желтков преподнес красавице-аристократке Вере Шеиной в рассказе Александра Куприна «Гранатовый браслет» существовал на самом деле.
Он принадлежал некогда жене Куприна Марии Карловне Куприной-Иорданской.
Причем в первом варианте своих воспоминаний она писала, что он достался ей от матери, а потом уже сообщила, что подарил ей браслет бывший супруг – Александр Куприн.
Куприн был знатоком ювелирных камней, знал в них толк.
Известно, что этот браслет – гранаты были обрамлены в серебро – он отдал ювелиру, когда внутренняя стенка начала темнеть.
Но ювелир оказался каким-то неправильным – взял да позолотил браслет, просто опошлил вещь, чем неимоверно рассердил Куприна.
Браслет после развода супругов хранился у Марии Карловны.
Свой рассказ о великой любви «Гранатовый браслет» Куприн писал уже после расставания с женой, описывал браслет по памяти.
В рассказе гранаты браслета обработаны как кабошоны - выпуклые, а эти – истинные граненые пиропы, которые еще называли кровью дракона, их грани играют на свету.
Говорят, что эти камни одинаково отзывчивы к добру и злу, а еще это – камни влюбленных.
Историю безответной любви бедного телеграфиста к аристократке Куприн превратил в историю о необыкновенной, всепоглощающей любви, которую может прекратить только смерть. Об этом же и советский фильм 1964 года.
На самом деле случай был банальный – приятельницу Марии Карловны Людмилу Ивановну Любимову преследовал своими ухаживаниями некий телеграфист Желтый, даже в квартиру проник, а потом шантажировал.
Правда, браслет прислал.
На Пасху.
Из дешевого золота с пошлым пасхальным яичком.
После того, как с Желтым примерно побеседовали, вернули браслет, который он угрюмо, но безоговорочно принял, приставания прекратил, уехал в провинцию и счастливо женился.
Браслет-прототип оказался после смерти бывшей жены Куприна у его друга Василия Регинина, потом у его дочери Киры, которая и завещала передать реликвию в Пушкинский Дом.