В Украине стало больше работы. Рекрутеры сообщают: по итогам третьего квартала этого года, количество новых вакансий выросло на 14%.
В итоге конкурс среди соискателей снизился с прежних пяти до четырех человек на место, утверждают представители Международного кадрового портала «HeadHunter Украина».
Устали бояться
Данные опроса офисных сотрудников и работодателей, проведенного недавно «HH Украина», также подтверждают тенденцию стабилизации рынка труда. «Увольнения сейчас опасается лишь каждый четвертый опрошенный, тогда как в начале года — каждый третий. Снизилась и доля потерявших работу среди тех, кто прошел анкетирование — всего 6% против 9% в начале года», — сообщила руководитель экспертно-аналитического центра «HeadHunter Украина» Руслана Березовская.
С ней согласны другие эксперты. «Есть ощущение, что люди устали бояться всего, в том числе и сокращений», — пояснил «Вестям» генеральный директор рекрутинговой компании WORLD STAFF Дмитрий Толмачев.
При этом украинцы по-прежнему мечтают улучшить условия труда. Лишь каждый седьмой, опрошенный HH.ua, сообщил, что его устраивает нынешняя работа, а каждый десятый — что не будет искать новое место, опасаясь неудачи. Половина же заявили, что время от времени все же задумываются о смене работы, а каждый пятый серьезно намерен уволиться уже в ближайшие несколько месяцев. Как и в начале года, меньше всего поисками нового работодателя озабочены IT-шники, представители агросектора и работники медиа. В первых двух случаях объяснение лежит на поверхности — дела в этих отраслях идут относительно неплохо, что позволяет компаниям предлагать достаточно неплохие условия.
Чаще других задумываются об увольнении автотрейдеры, страховщики, юристы, работники сферы телекоммуникаций, а также медики и фармацевты. Продавцов авто, страховщиков и юристов быть в постоянном поиске вынуждает надежда все же найти достойное место работы. Из-за системного кризиса на этих рынках, длящегося уже не первый год, работодатели постоянно лишь ухудшают условия для своих сотрудников. Те же фармацевты, наоборот, достаточно разбалованные работодателями и поэтому особо не держатся за свои места, с легкостью соглашаясь на предложения, сулящие чуть большие оклады или карьерную перспективу.
А вдруг повезетИнтересно, что среди соискателей, которые ищут работу через рекрутинговые агентства, собственно безработных — не более 20%. Большинство подыскивает новое место, не покидая прежнего, так сказать, «на перспективу».
«Всем хочется вернуться хотя бы в недалекое прошлое. Включается психология игрока: понимают, что работу на $2-3 тыс. в месяц, которые они получали несколько лет назад, сейчас найти не удастся, но все равно азартно ищут», — пояснил настроения украинцев Дмитрий Толмачев. По его наблюдениям, 80-90% соискателей едва ли не ежемесячно ходят на собеседования, выискивая лучшие условия.
Такую тенденцию подтверждает и контент-эксперт специализированного интернет- ресурса Rabota.ua Татьяна Пашкина: «Для многих это уже сродни спорту — прощупывать рынок и узнавать себе цену. При этом большинство реально готово сменить работу лишь если им предложат на 30-50% большую зарплату. На 10-20%-ю прибавку к жалованию соискатели, как правило, «не клюют». Ведь на прежней работе их уже оценили, а новая — это потеря отпуска, неопределенность во взаимоотношениях с коллективом и пр.».
К тому же есть немалый риск нарваться на мошенников: тех, кто только обещает высокую зарплату, а реально выплачивает в лучшем случае треть заявленного. «Особенно много сомнительных предложений трудоустройства за рубежом, или в случаях, когда просят предварительно оплатить какие-либо услуги», — предупреждает Толмачев.
Есть специальности, где идет постоянная ротация: те же бухгалтера или рекрутеры. «На рынке на девять мест — десять бухгалтеров среднего звена. То же можно сказать об HR или ассистентах руководителя. Они постоянно перемещаются в поиске лучших условий, но найти таковые практически нереально — их зарплаты в последнее время не повышались. Более того, если два года назад ассистент руководителя получал от 8 тыс. грн. (что по тем временам составляло $1 тыс.) или тысячи долларов, сейчас — от 5 тыс. грн.», — привела пример Татьяна Пашкина.
Как раскрутить работодателя
Шансы получить новое место у реального безработного на сегодняшний день не так высоки. Каждый десятый из опрошенных рекрутерами признался, что ищет работу уже больше года. Хотя есть и хорошие новости: с начала года число тех, кто потратил на поиски 3-6 месяцев, уменьшилось с 34% до 30%, а тех, кто сумел трудоустроиться меньше чем за месяц после увольнения, наоборот, выросла c 4% до 8%.
«Увы, очень часто статус безработного — это как клеймо. К таким соискателям рекрутеры относятся как к слабому звену. Если человек попал под увольнение, значит, — рассуждают они, — был не самым эффективным ценным сотрудником. Кстати, последний тренд — соискатели без постоянного места, подтверждая свою состоятельность как специалистов, рассказывают об участии в «проектных работах», — поясняет Дмитрий Толмачев. При этом проверить эффективность этих самых «проектов» рекрутеру сложно. Многие также любят в разы завышать свои достижения.
Эксперты признали, что порой новому сотруднику действительно удается выбить себе зарплату больше, чем получают его давно работающие в данной компании коллеги. «Увы, наши соотечественники не привыкли еще вести переговоры о повышении зарплат с работодателями, а те весьма неохотно соглашаются с аргументами персонала. Порой легче искать новую работу, чем выбить прибавку», — согласился Толмачев.
Единственная отрасль, где уже привыкли «торговаться» — IT. Сотрудник нередко приходит с уже подтвержденным предварительным договором о найме на новое место к нынешнему работодателю и ставит того в известность, что ему предлагают, к примеру, на 20% больше. Понятно, что, пытаясь удержать работника, руководитель зачастую поддается на такой «шантаж».
Кадровики отмечают, что из-за своего неумения вести переговоры наши работодатели теряют гораздо больше. Не сумев удержать ценного сотрудника, они затем до полугода ищут ему достойную замену. «Рано или поздно находят, конечно. Но чтобы завлечь хорошего специалиста, все равно вынуждены повышать должностной оклад в 1,5-2 раза», — пояснил Толмачев.
«Офисный планктон» недооцениваютНо рассчитывать на большую зарплату на новом месте могу прежде всего высококлассные специалисты среднего и высшего звена. Офисные сотрудники низшего звена обычно, наоборот, при смене места работы теряют в оплате.
«Тенденция последних двух лет — обязательный испытательный срок с оплатой в размере 50-70% от обещанной ставки. Если сотрудник быстро входит в курс дела, ему в течение 2-3 месяцев повышают зарплату, если нет — прощаются», — пояснила нам Татьяна Пашкина.
Она ожидает, что часть «белых воротничков» задумается о смене работы уже в конце года. «На это их толкнет отсутствие поощрения. Продажники получат скромные бонусы по итогам года, а офисный планктон вряд ли дождется тринадцатой зарплаты», — пояснила Пашкина. По ее предположениям, пик активного выхода на рынок труда новых соискателей придется на январь 2016 г.