Это не всегда монументальные статуи или бюсты. Речь идет и о зданиях, барельефах и даже иногда о мостовой.
Харьков постепенно лишается своих архитектурных памятников. В городе остается все меньше старинных зданий, которые являются памятниками архитектуры. Часть зданий, реставрируемых годами, попросту превратилась в свалки.
Это касается и некоторых памятников, которые если и не убирают в связи с законом о декоммунизации, то просто оставляют ветшать и рассыпаться.
Чтобы памятники не разрушались, и не тратить на них государственные деньги, поскольку эти монументы или здания были вычеркнуты из единого реестра национальных памятников, некоторые из них передадут в руки общественных организаций или просто любителей старины, многие уже находятся в частных владениях или аренде. В первом случае - это в основном памятники Ленину и другим коммунистическим деятелям, во втором речь идет больше о харьковских архитектурных памятниках.
В итоге владелец или арендатор такого памятника может перестроить его под свои нужды или просто неправильно отреставрировать, что полностью уничтожает его историческую ценность.
Самый яркий пример такого ремонта – харьковский Госпром, который не попал в списки ЮНЕСКО из-за металлопластиковых окон, которыми заменили оригиналы.
«Правовые нормы защиты историко-культурных памятников в Украине далеки от совершенства. Например, в странах Европы, если какой либо памятник был внесен в реестр исторических ценностей – вычеркнуть его нельзя ни при каких условиях. В Украине, к сожалению, такого закона нет. И речь не о декоммунизации, речь о правовых нормах, связанных не только с памятниками историческим личностям, но и архитектурными ансамблями»,- отмечает директор Центра краеведения Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина Сергей Куделко.
Сохранение памятников
По мнению Сергея Куделко, одной из важных проблем исторических ценностей Харькова является отсутствие квалифицированных работников по реставрации и консервации исторических материалов. За памятниками и музейными экспонатами попросту некому следить.
«Ранее их обучали здесь, на Харьковщине, но процесс этот длительный и безумно дорогой. Да и с моральной стороны творческим людям сложно отказаться от искусства и всю жизнь заниматься реставрацией чужих произведений», - рассказал Куделко.
По его словам, в Харькове есть немного реставраторов, связанных с архитектурой и бумажными экспонатами.
В остальном к работе с памятниками и музейными экспонатами привлекаются специалисты из Киева или иностранные коллеги.
Как утверждает Куделко, работа это крайне кропотливая. Каждый мастер умеет обращаться или с каким-то конкретным видом экспонатов или с определенным материалом.
Таким образом, часть памятников уберут в
связи с законом о декоммунизации, а часть останется ветшать,
перестраиваться и разрушаться, если их владелец не посчитает нужным
реставрировать их до первозданного состояния.