"Hitler - Today, Hitler - forever?" - Евгений Ихлов

"Hitler - Today, Hitler - forever?" - Евгений Ихлов

Год назад некий ранее шумевший политолог в ранее приличной газете (без имён и названий, ибо брань - тоже пиар) напечатал статью в таком духе, что вот был этап плохого Гитлера - с нападения на Польшу, кажется. Но был этап хорошего - экономика росла, нация консолидировалась, а утраченные части народа воссоединялись. Такой вот был ответ злопыхателям, открыто сравнивавших события в Крыму с событиями в Судетской области. Поэтому, мол, не всякое сравнение гитлеровской и путинской политики - есть уничижения. А, может, это надо воспринимать даже как комплимент?!


Начался скандал. Умеренные либералы стали требовать вмешательства прокуратуры - типа, к "Дождю" пристали, а вот - явная апология нацизма, куда смотрите?...
Зато неумеренные антилибералы высказались в том смысле, что Путину до "хорошего" Гитлера - с его социальной политикой, прорабочим трудовым законодательством, энергичной модернизацией промышленности и инфраструктуры - как до Пекина раком.

Давайте попытаемся спокойно определить: есть ли у позднего Путина и раннего Гитлера подобность.

Явление хорошо определять через реакцию на него, На этом основаны химические и биохимические тесты. И не только. Вчера у меня вышел спор о низшей исторической границе французского абсолютизма (это к теме формирования в Европе идеи государственного патриотизма). Я предложил простой критерий - резкая смена политической или социальной должна вызывать сопротивление. Поражение такого сопротивления и есть начало нового этапа. Поэтому французский абсолютизм появляется с поражения Фронды (а завершается созывом Генеральных штатов в 1788).
Поэтому часто внутренняя суть и динамика (скажу даже, интенция) некоего социально-политического явления хорошо выявляются по его внешним проявлениями.

Ничего особенно жуткого во внутренней и внешней политике, позволяющее сравнить его с Гитлером, нет. Число политзаключенных - где-то на турецком уровне. На том же уровне и число политических убийств.
Турция тоже оккупирует часть земли с "соплеменниками", занятой в ходе нелегитимного вторжения (на Кипр). Причем, для обоснования вторжения также используется кризис государственности - попытка националистического переворота в июле 1974.
Когда Бельгии было надо - она посылала наёмников для сохранения своих позиций в Конго, в т.ч. для поддержки сепаратизма богатейшей месторождениями провинции Катанга.

Уровень нетолерантности, политической коррупции и нарушений гражданских свобод вполне сравним с докеннедиевской Америкой, особенно в южных штатах.

Есть два признака.

Путинская дипломатия сделала ставку на развал Европейского Союза. Наверное, это воспринимается как "обратка" за развал СССР. Вы, "гады-империалисты" разрушили нашу вертикальную империю, а мы разрушим вашу "горизонтальную". Со смещением масштабов - это повторение противоборства Московского царства и Речи Посполитой (своеобразной многонациональной и поликонфессиональной феодальной федерации). Борьба Кремля с Европейским Союзом - смесью соблазнов и военных угроз, среди которых ядерная угроза Дании особенно выделяется - почти в точности копирует политику Берлина 30-х годов против Лиги Наций и системы союзов Франции со странами Восточной Европы - Югославией, Чехо-Словакией и Польшей (Малая Антанта).

Путин - первый после Сталина и Гитлера правитель, имеющий в Европе значимое число политических обожателей. Горбомания всё-таки была модой, никаких партий и движений в поддержку Горбачёва не было, а восточноевропейские реформаторы только временно изображали, что хотят только собственных перестроек.
До этого такие политические симпатизанты были у Ленина и Наполеона I.
Но культ Сталина был полон слепой одержимости, это была религия.
Зато поддержка Гитлера была куда более рассудочна. Просто многие правые националисты, ксенофобы и авторитаристы Европы 30-х годов видели в Берлине образец политического успеха. Но они вовсе не хотели "положить" свои страны под Рейх, и даже в глубине души презирали "этих колбасников". Самые известные в этом ряду - французские "огненные кресты" и поклонники Мосли в Англии.

Питерский шабаш ультраправой Европы как раз показал, что в ментальном плане путинский режим прочно занял место "допольской" Германии в качестве маяка "консервативной революции".

Таким образом, по двум признакам путинизм занял пустующее 70-лет место гитлеризма. Наверное, это перечень можно будет продолжить.

Ихлов Евгений