«Я русский по душе и француз по воспитанию», – говорил о себе Генсбур. Не в пример французам он был расточителен в деньгах. Однажды в телеэфире сжёг купюру в пятьсот франков – о, это имело резонанс! В другой раз они шли с Бруно Байоном мимо антикварного магазинчика, и Генсбур заявил, что ему нужно срочно выбрать подарок. Зашли в лавку, Байон утверждал, что в ней был только хлам, но Генсбур таки купил игрушку, отдав за неё немыслимую сумму. Потом, повернувшись к другу, сказал: «Это тебе!» Тот ответил, что дорогущую ерунду не примет, и если Генсбур продолжит настаивать, он просто растопчет её ногами. В итоге они топтали её вместе. На первом свидании с Джейн Биркин Генсбур положил в футляр для инструментов каждому музыканту клуба «Распутин» по банкноте в сто франков – за то, что исполнили несколько вальсов для Джейн. И подобных штрихов к его портрету не счесть. Что ещё было русским в его натуре? Может быть, сильная нелюбовь к себе? Его друг и собутыльник журналист Бруно Байон почему-то считал, что презрение к себе у него было возведено в ранг монашества. Хотя монахом Генсбура точно нельзя назвать.
Его родители в 1919 году через Стамбул бежали из России во Францию. Причём версий российского места их происхождения существует несколько – от Феодосии и Одессы до Санкт-Петербурга. Но всё же Одесса. Отец был ашкенази-евреем, имел классическое музыкальное образование, полученное в Санкт-Петербургской консерватории, и во Франции зарабатывал игрой на фортепиано в городских клубах и модных кафе. Он же впервые усадил сына за инструмент – первое выступление Гинзбурга-младшего для публики случилось в возрасте восьми лет. Да, Люсьен Гинзбург – это имя он получил при рождении. Когда через много лет Сержу Генсбуру кто-нибудь говорил, что он родился под счастливой звездой, он уточнял, что звезда была жёлтой и шестиконечной.
Ещё до войны Люсьен начал учиться живописи, а после возвращения семьи в Париж в 1945 году поступил в лицей в Кондорсе, однако скоро оттуда вылетел. Однако бредить живописью не перестал. Он работал как заведённый, эскиз за эскизом, рисунок за рисунком, и вскоре стал студентом Академии на Монмартре. А через некоторое время обнаружил, что его работы недостаточно хороши для того, чтобы стать в ряд между Гойей и Пикассо. Люсьен сжёг их. Сохранились крохи – например, уличное кафе на Пляс дю Тертр, в сердце Монмартра. По этому рисунку похоже, что мир потерял большого художника, но также похоже, что художник просто перешел из одной ипостаси в другую.
Он подрабатывал игрой на пианино в кабаках поначалу исключительно из-за денег, хотя и джазом увлекался всерьёз – впрочем, как и классикой. Кроме того, внимательно следил за развитием исполнительской техники. Где-то на разломе поиска творческого приложения из него вдруг стали просачиваться мелодии, а за ними потянулись слова. Это не была поэзия в полной мере – песенные тексты он вообще поэзией не считал, да и саму песню называл низким жанром. Однако песня оказалась идеальным полем для публичного высказывания. Кроме того, впоследствии выяснилось, что в песне его конструкция мира выглядит диковинной новизной.
В 1957 году произошло несколько важных для него событий. Он развёлся со своей первой женой Елизаветой Левицкой, взял себе полноценный псевдоним, соединив имена Томаса Гейнсборо и Сергея Рахманинова, а также встретился с известным джазовым трубачом и композитором Борисом Вианом. Вот как раз общение с Вианом и расплело «гордиев узел» его сомнений в собственной музыкальной состоятельности. Публика и представители музыкальных компаний Генсбура либо горячо принимали, либо отвергали. Свой первый диск он записывал на лейбле Phillips, работая с Вианом и Аленом Гораге. Тот, кто не понял его композиций, записал его в новаторы, а диск был даже отмечен гран-при престижной французской премии Академии Шарля Кро. Однако второй диск оказался неудачным, и Генсбур решил писать музыку для других исполнителей. Точнее, исполнительниц. И до конца 70-х он на сцену сам не поднимался.
«Я тебя люблю... Я тебя тоже нет» – песня, изначально написанная Генсбуром для Брижит Бардо. Их бурный роман скоропостижно начался в 1967 году и так же быстро завершился. Из уважения к своему тогдашнему супругу Гюнтеру Саксу Брижит попросила Сержа не выпускать сингл. Но песня-то была чертовски хороша! Когда он встретил свою настоящую любовь Джейн Биркин, песня колотилась в сердце с особым неистовством. Дал послушать Джейн – она потом рассказывала, что от возбуждения у неё вспотела шея.
В 1972-м случился его первый сердечный приступ, но он оправился. С Джейн они прожили 12 лет и считались образцовой парой, ими было невозможно не любоваться. Для неё он написал её лучшие альбомы. У них родилась дочь Шарлотта, и в подростковом возрасте она снялась в клипе отца на песню про инцест – вот уж в чём он раскаивался позже. Серж и Джейн расстались к концу 70-х – он особенно крепко запил, она некоторое время терпела, а потом поняла, что больше не может. Это не стало неожиданностью, он и сам прекрасно понимал, но красок в жизни существенно поубавилось. Он продолжал писать, причём темы становились всё жёстче. От прямолинейных высказываний о любви он перешёл к остросоциальным – нацизм, авторитаризм. Он записал «Марсельезу» на ямайские мотивы – ультрапатриоты были готовы разорвать его на куски.
Автор главных хитов Франции 70-х и 80-х, создатель более 20 собственных альбомов, он снялся во множестве фильмов, писал сценарии и великолепную прозу. Жаль, что так мало, кстати, его роман «Евгений Соколов» стоит неоднократного прочтения. Он любил прекрасных женщин и стал отцом четверых детей. Но последние годы своей жизни сознательно провёл в одиночестве – в доме, стены которого были выкрашены в чёрный цвет и не имели зеркал. Одно из интервью Генсбура с Байоном было посвящено разговору о смерти. Бруно трюк показался дешёвым, но не Сержу. На его счету к тому времени было уже четыре инфаркта.
Генсбур со смаком представлял смерть от огнестрельного ранения в тот момент, когда он клеит на улице очередную красотку. Предсказывал холодный октябрь в начале 90-х – засыпание природы, предвестник белой вечности. С годом он почти угадал, но не с месяцем. Он умер в 1991-м в марте, когда природа просыпается и грядёт буйство жизни. Умер Генсбур от пятого инфаркта, прямо за рабочим столом. Жизнь его на сей раз изрядно подколола: за несколько недель до смерти он практически не выходил из дома, какие уж там красотки.