В течении 2022 года военно-политическая и общественно-политическая обстановка в мире продолжила ухудшаться. Несмотря на преодоление большей части последствий эпидемии, сохранились проблемы, связанные с социальным и внутриполитическим кризом, общим для стран Запада, не были решены обозначенные ООН глобальные вызовы, не разрешены начавшиеся в прошлом военные конфликты, более того, новым и самым большим кризисом стало полномасштабное вторжение России в Украину 24 февраля. Несмотря на редукцию глобализации, новые кризисы и войны продемонстрировали сильную связность различных стран и регионов мира. Предлагаю краткий тезисный блиц по регионам.
Обстановка в Северной и Центральной Америке характеризуется как напряженная. Источниками напряжения являются: вовлеченность США в вооруженные конфликты в мире, попытка оспорить ее доминирующее положение новыми растущими силами в регионах и мире, обострение внутриполитического раскола в США, который бросает свою тень на весь Запад, поляризация общественного мнения, усугубившаяся на прошлых выборах президента, всплеск криминогенности в США, фактические боевые действия между мексиканской армией и картелями (в том числе на границе с Техасом), наводнение Мексики беженцами, их попытки прорыва в США, радикализацией ультралевых и ультраправых группировок в Штатах, их активизация, вплоть до попыток погромов со стороны некоторых из них, масштабные беспорядки на Гаити (где банды в том числе активно размахивали российскими флагами), в начале года продолжались начавшиеся в конце 2021 года беспорядки на Мартинике, потребовавшие вмешательства Франции. В 2023 году обстановка в регионе продолжит ухудшаться ввиду приближающихся выборов президента США, что рискует запустить деструктивные процессы с новой силой, а также ввиду сложной социально-политической и экономической ситуации в странах Центральной Америки и Карибского бассейна.
Обстановка в Южной Америке характеризуется как обострившаяся, с риском в отдельных странах перерасти в кризисную. Континент едва ли не захлестнула "розовая волна". Левые президенты пришли к власти в ряде стран. В Колумбии Густаво Петро предпринял попытки возобновить переговоры с ультра-левыми боевиками, в первую очередь ELN. В то же время, боевики FARC продолжили нападения на регулярную армию, проблема производства наркотиков и близко не приблизилась к своему решению. Сложная социальная обстановка сохраняется в Венесуэле, в то время, как страна интенсифицирует свое военно-политическое и экономическое сотрудничество с Россией и Ираном. Серьезный политический раскол случился в Бразилии, после победы социалиста Лулы, сторонники Болсонару подозревают фальсификацию, протесты и отказ признавать его победу продолжаются по сей день. Пресечена попытка переворота президентом Перу, в стране происходят массовые протесты, которые привели к жертвам. Непростая обстановка сохраняется в Эквадоре, Боливии и Парагвае. Вероятно, обстановка в 2023 году продолжит оставаться такой же, но может ухудшиться под влиянием событий глобальной значимости.
В Африке обстановка варьируется от кризисной до состояния вооруженного конфликта в разных странах, что для этого региона обычное явление. Помимо обычных межплеменных и межнациональных конфликтов, а также активности радикальных исламистов от Нигерии до Мозамбика, не уменьшилась активность российской ЧВК, что привело к ослаблению позиций Франции на континенте. Китай, США, Португалия, Испания, Франция, Россия, Турция наращивают усилия по укреплению влияния на континенте. Несмотря на то, что лидеры африканских стран не пользуются возникшими возможностями по выходу на мировую арену, крупные державы обращают внимание на возможность предоставление отдельным африканским странам большую политическую роль в будущем, в том числе через реформу Совбеза ООН. В 2023 году обстановка вряд ли изменится. Есть риск начала больших военных конфликтов в Северной и Восточной Африке с прямым вовлечением таких стран, как: Марокко, Алжир, Египет, Судан, Эфиопия, Эритрея.
...
На Европейском континенте и Кавказе наблюдается сложная обстановка, которая варьируется от напряженной до состояния войны в Украине и на отдельных территориях РФ. Наибольшее влияние на общественно и военно-политическую обстановку оказывает российское вторжение в Украину, а также другие проявления российского деструктивного влияния. В этом году Европу, Евросоюз война подтолкнула к рефлексии, отдельные европейские лидеры осознали ошибки прошлой политики и готовы взять курс на стратегическую автономию Европы. Однако, единства на этот счет нет. Никуда не делся раскол между Западной и Восточной Европой, проблемы в отношениях есть даже между Францией и Германией. Война подтолкнула Европу на поиск своего пути, а социально-политическая нестабильность в США выставляют Вашингтон не как надежного партнера в будущем. Откровенно пророссийскую политику проводит Венгрия и Сербия, Молдова застряла в неспособности решить проблему российской агентуры внутри, а Грузию взял в заложники пророссийский олигархический клан. Решить конфликт в Карабахе не удалось, кризис на Кавказе рискует разгореться вновь. События в Европе в 2023 году всецело зависят от развития войны в Украине. Отголоски войны тлеют на Балканах, в Эгейском море, близок к возобновлению боевых действий Карабах.
Ближний Восток отошел на второй план, однако конфликтная обстановка в регионе не изменилась. В Сирии и на севере Ирака продолжаются вялотекущие боевые действия, в основном, в местах турецких спецопераций. Несмотря на посредничество ООН и некоторую стабилизацию, далек от решения конфликт в Йемене. Всё большее внимание к себе привлекает Иран, резко усиливший военно-техническое сотрудничество с РФ. К сожалению, ни США, ни Саудовская Аравия, Израиль, Турция или Азербайджан не смогли или не оказали достаточной поддержки масштабным протестам в Иране. Режим в Тегеране продолжает активно вооружаться и угрожать соседним странам. В 2023 году обстановка на Ближнем Востоке после нескольких лет застоя может начать резко меняться из-за вероятных изменений стратегии Турции в Сирии или в случае начала военной операции Ираном против одной из стран. Не исключено принятие против Тегерана значительно более жестких превентивных мер Израилем.
В Южной Азии обстановка варьируется от напряженной до состояния военного конфликта. После захвата власти Талибаном резко увеличилась террористическая активность в Пакистане. В то время, как мировое сообщество предпочло забыть об Афганистане, страна сталкивается со сложной гуманитарной ситуацией, вспышками холеры и неустановленных болезней, возросшей активностью ИГИЛ-К. Острый политический и гуманитарный кризис возникли в Пакистане из-за смены власти и таяния высокогорных ледников. К концу года в ряде провинций страны начались серьезные боевые действия с афганскими боевиками. Высокую политико-дипломатическую активность проявляет Индия, стараясь вовлекаться в глобальные процессы. Индия и Пакистан активно заняты перевооружением своих вооруженных сил. Непростая социально-политическая ситуация в Бангладеше и Шри-Ланке. В 2023 году в этих странах могут возобновиться протесты и ухудшиться обстановка. Афганистан может начать с возросшей силой проецировать нестабильность на Пакистан, страны Средней Азии и даже Китай.
...
Несмотря на прошедшие не так давно смены режимов и отдельные обострения в виде январских событий в Казахстане, пограничного конфликта между Таджикистаном и Киргизстаном, протестов в Каракалпакстане обстановка в Среднеазиатском регионе спокойная с отдельными краткосрочными всплесками кризисных и военных ситуаций. Средняя Азия находится в евразийском Хартленде на пересечении межцивилизационных коммуникаций. В то время, как разные силы в окружающем мире пришли в движение, изменилась и роль внешних акторов в регионе: заметно ослабло российское влияние, но усиливается присутствие Китая, Турции, Ирана не спускают с региона глаз США и Британия. Большим событиям здесь суждено развернуться только в будущем. В 2023 году в регионе также могут произойти краткосрочные всплески нестабильности, которые будут погашены, если потребуется, влиянием стран региона или сил извне. Наиболее опасный фактор будет представлять тревожная активность талибов и прочих боевиков из Афганистана. Пока рано прогнозировать жесткое столкновение интересов внешних игроков на среднеазиатском поле.
Восточная и Юго-Восточная Азия, а также Австралия и Океания тесно связаны. Обстановка в регионе напряженная, местами кризисная. Спокойная только в отдельных странах Океании. Китай является наибольшим образом влияющим на регион фактором. Противодействие его влиянию способствует сплочению отдельных стран. Его влияние направлено не только на соседние страны, от и островные государства в тихом океане, что беспокоит Австралию. Впрочем, интересы Пекина и попытки влиять не имеют географических пределов. В 2022 году конфликты в Мьянме, активность ИГИЛ на Филиппинах и в Индонезии отошли на второй план. Даже северокорейская угроза (хотя КНДР провела рекордное количество ракетных испытаний) осталась приоритетной только для Южной Кореи. Замах Китая на статус мировой державы, обострение в Тайванском проливе, усиление его военной мощи и готовность бросить вызов соседям и гегемону определяют происходящие в АТР события. Все страны региона начали значительное усиление своей военной мощи. Экономическая мощь региона, производство стратегических товаров, огромные рынки и ключевые торговые маршруты в условиях кризиса продемонстрировали важность Азии для современного человечества. Высоки шансы того, что уже в 2023 году такой высокоразвитый и густонаселенный регион будет ввергнут в пучину войны, последствия которой невозможно предугадать.
На фоне всего происходящего, меньше внимания получили Арктика и Антарктика, киберпространство и космос. Милитаризация Арктики напрямую зависит от действий РФ, а поскольку она застряла в Украине, усилия по ее милитаризации сильно замедлились. В то же время. полеты в регионе нарастила разведывательная авиация НАТО. Антарктика не стала и в ближайшем году не станет активной зоной. Планомерно наращиваются усилия по освоению космоса, но его милитаризация будет зависить от усилий Китая и военной необходимости оказывать ему противодействие на околоземной орбите. Процессы связанные с дальним космосом в современной военно и общественно-политической обстановке своих проявлений не находят, но это может измениться в будущем. Киберпространству только предстоит проявить свой потенциал. Война РФ против Украины его в военном отношении в значительной мере не задействовала, эффекта на военную и социальную обстановку действия там не имели. У теоретической войны Китая против США в этом вопросе потенциал больший.
...
Что же касается Украины... Говорить что какой-то год, месяц, бой - решающий немного не верно. Каждый день и каждое отдельное сражение - это растянувшаяся во времени битва от начала и до конца. Победить можно лишь пройдя этот путь до финиша. Потерпеть поражение - на любом его участке. 2023 год для нас будет не менее и не более важным, чем 2022. С концом старого года для нас ничего не кончается, но будущее может принести новые начала.