Проблема всех популистов в том, что они не способны к созиданию. Придя к власти, они в лучшем случае начинают делать то же самое, что и предшественники, только на гораздо худшем исполнительском уровне. С Зеленским ровно та же история. Один из краеугольных камней его предвыборной кампании – борьба с проклятыми олигархами. Голобородько их победил в фильме, и активно намекалось, что Зеленский сделает то же самое в жизни. Но в реальности почему-то все оказалось не как в телевизоре: через месяц после инаугурации Зеленский провел встречу с Пинчуком, Коломойским, Ахметовым. Результаты встречи все помнят: 200 скорых от Фонда Ахметова детским больницам, квартиры пленным от Пинчука и обещание покрасить ларек на Донбассе от Коломойского.
Уже тогда форма и содержание «коммуникации» президента с главами крупнейших ФПГ вызвали недоумение. Но в первые 30 дней на должности это еще можно было объяснить отсутствием опыта, желанием (для чего-то) наладить контакт и т.д. Но если Зеленский уже после 10 месяцев правления бежит к крупному бизнесу с протянутой рукой и криком «дайте 12-13 млрд грн и помогите организационно», то это говорит о полном управленческом провале. Встает вопрос, а кто тогда власть и зачем? Когда Турчинов в марте 2014 обращался с просьбой к ФПГ возглавить их базовые регионы в интересах сохранения Украины как страны – это было понятно. У вас только что рухнуло госуправление, Россия готовит аннексию половины страны, Запад говорит – «не злите Путина», а на счетах Госказначейства – 100 тыс грн. А сейчас что?
На что были потрачены эти 10 месяцев, если теперь президенту приходится идти на поклон к ФПГ и просить ничтожную для государства сумму в 400 млн долларов? Похоже, что на что угодно, но только не на создание эффективных государственных институтов. И главное – никто за это не понесет никакой ответственности.
У тебя был почти год, чтобы договориться с МВФ о 5-миллиардной программе. Которая автоматически открыла бы возможность других дешевых заимствований. И не нужно было сейчас выпрашивать 400 млн. Но – Игорь Валерьевич. Перед ним обязательства. Его нельзя было кинуть. Поэтому пришлось кинуть страну.
Вообще эта ситуация с МВФ иллюстрирует и системный подход, и принципиальность, и профессионализм власти. Зеленский, выступая перед фракцией, требует принять закон о земле не потому, что это необходимая, по его мнению, реформа, а потому что МВФ, как он думает, в обмен даст транш.
Но в МВФ говорят, что ключевое требование – антиколомойский закон, и Зеленский дает отмашку – откладываем землю. И назначаем министром экономики Петрашко – экс-менеджера Бахматюка, которого МВФ считает проходимцем. Парадокс в том, что Петрашко – сильный управленец, который вывел бизнес Бахматюка на рынки Китая и Азии, что очень актуально для Украины сегодня. Но не назначали из-за МВФ. А теперь можно. И Рада может идти на карантин, хотя день назад Зе требовал, чтобы работали по графику. Договорняки и решалово вместо госуправления. Запад в эти наперстки играть отказывается.
Поэтому и возвращаемся в 2014 год, только во главе страны у нас не пастор, а копипастер. Ему написали – он озвучил. Его управленческий предел – давайте сядем и порешаем. Дайте 400 млн. Дадут, но взамен попросят. Хрестоматийный пример – Коломойский в том же 2014 году.
Зеленский полностью дезорганизовал систему, которая сложилась к апрелю 2019, но ничего не построил своего. К слову, белый крупный бизнес сам заинтересован в сильном государстве, в работающих государственных институтах, в сильной экономике, в, как ни парадоксально это звучит, конкуренции. И при этом он понимает, что нынешняя власть не в состоянии этого обеспечить самостоятельно.
И на встрече с крупным бизнесом не от Зеленского или Шмыгаля, а от Ахметова мы слышим предложение создать и профинансировать «мощный аналитический центр, куда бы вошли лучшие умы Украины и мира» для преодоления Украиной экономического кризиса. Это как иллюстрация к известному спору о курице и яйце украинской коррупции: кто кого коррумпирует – олигархи чиновников или наоборот. Самый богатый олигарх просит президента: наймите нормальных людей, если сами не можете, я вам их оплачу, только не роняйте страну.
Впрочем, это обращение Зеленского к крупному бизнесу - это еще и стремление не допустить появления конкурентов по спасению страны. Об этом свидетельствует активность его рупоров. «Президент хочет создать «картель», куда войдут все украинские олигархи и крупный бизнес. Зеленский заявил представителям крупного бизнеса Украины, что не хочет ориентироваться на одного или двух олигархов, а хочет работать с украинским крупным бизнесом сообща. Как вчера мы сообщали, такие встречи будут теперь регулярными. Зеленский будет первым Президентом Украины, который возможно объединит весь крупный бизнес Украины», - пишут близкие к ОПУ телеграм-каналы.
Одна из главных причин того, что рейтинг Зеленского до сих пор не нулевой, в том, что массовый избиратель не увидел альтернативных новых фигур. А в ходе спасения страны от коронавируса такие фигуры как раз могут появиться. Как это было в 2014 с плеядой волонтеров, активистов, героев Майдана и АТО. Поэтому Зеленский и его команда так хотят, чтобы процесс спасения проходил под патронатом президента, а не сам по себе. Чтобы вдруг не проявились несанкционированные лидеры.
Зеленский по-прежнему пытается казаться, а не быть. И для все большего количества наблюдателей это становится очевидным. Отсюда и отказ помогать Зеленскому в наполнении фонда от некоторых участников встречи с крупным бизнесом. И при этом самостоятельные волонтёрские инициативы крупных бизнесменов.
На этом фоне дальнейшей инфляции гривны и Зеленского, скорее всего, будут нарастать противоречия между Офисом президента и парламентом. В вопросе Коломойского, МВФ, транша и рынка земли у Зеленского сохраняется ситуация как в головоломке про перевозку козла, волка и капусты на ту сторону реки. В лодку помещается только два предмета, а Зеленский пытается уложить три, не понимая, что вопрос с капустой решается только полной законодательной обсервацией козла, как минимум, на первом этапе.
Протаскивать законы Зеленскому станет сложнее. Тариф будет коронавирусный. Части его собственной фракции поняли, что против президента можно бунтовать. Не говоря про другие фракции, который прямо заинтересованы в ослаблении Зеленского и разделе присвоенного им электорального пирога.
А пригрозить депутатам уже нечем – роспуск Рады может только зафиксировать поражение Зеленского, и в следующем созыве монобольшинства уже не будет. А Рада Зеленскому понадобится для зрелищ, которые, похоже, у Зеленского таки планируют показывать во время эпидемии. Об этом свидетельствует заявление Арахамии о том, что часть депутатов после встречи с Ермаком вдруг поняли, что он сдавал национальные интересы в Минске. И назначение Венедкитовой, пообещавшей быстро разобраться с Порошенко и Стерненко. Ребята готовят 95 квартал во время чумы.