Дело Черновол – пересечение многих интересов и смыслов. На поверхности лежит только часть из них. Это ревизия противостояния Майдана и Антимайдана и воскрешение этого противостояния. За 6 лет результатов расследования убийств так и не появилось, что дало основания для утверждений, что «не все было так однозначно». А затем – что бойню спровоцировали и даже организовали сами протестующие.
Это важный российский нарратив, имеющий целью подорвать новейшую историю Украины. Начавшейся с 2014 года, когда мир увидел, что Украина – это не территории где-то в подбрюшьи России, а государство с гражданами, готовыми умирать за свою страну. Сражаться против превосходящих сил врага и побеждать эти силы.
В головах большей части украинцев картина мира выглядит так: был преступный режим Януковича, который грабил и порабощал страну, а затем продал ее Путину. Народ поднялся и снес недодиктатора, после чего началась российская вооруженная агрессия. Это украинский Новый завет. Отрицаемый и подрываемый Кремлем и его украинскими марионетками. Проблема однако в том, что занести это отрицание в головы тех, кто все видел своими глазами, можно только путем массовых репрессий, как это делал Советский Союз. А попытка инфицировать миллионы через рот Портнова и Шария может привести к острой иммунной реакции.
Тем не менее, власть руками ГБР и Венедиктовой на это зачем-то идет. Примечательно, что параллельно происходит задержание СБУ Шайтанова – за шпионаж в пользу РФ и подготовку терактов. При этом, удивительное совпадение, Шайтанов был участником подавления Майдана, а 18 февраля 2014, в день поджога офиса Партии регионов, командовал одной из штурмовых групп, захватившей Дом профсоюзов. Который в этот же день был сожжен силовиками. С учетом того, что, по данным наших источников в ведомствах, у Баканова и Венедиктовой плодотворное сотрудничество, совпадение двух громких событий во времени, скорее всего, согласовано. Одним событием власть пытается уравновесить другое.
Антагонистом Портнова и ГБР и защитником Черновол неожиданно выступает Аваков. Что любопытно – министр с гневом обрушивается на первого заместителя главы ГБР Бабикова (в версии Авакова – Бибикова), которого он называет «руководителем ГБР». Хотя руководителем ГБР является не Бабиков-Бибиков, а и.о. главы этого органа Соколов. Который, в отличие от Бабикова, прямо заявляет, что «Черновол обоснованно подозревается в умышленном убийстве». Но никакой реакции министра на это заявление нет. Удивительно. Потому что Бибиков – это Портнов, а Соколов – это Венедиктова (семьи – партнеры по бизнесу).
Еще интереснее становится, если посмотреть, что Черновол делала и писала в последние месяцы. С первым понятно – все помнят протесты против назначения Бабикова, забор, дверь и сломанную отважным спецназом женскую ногу (к Тане можно по-разному относиться, но по уровню бесстрашия она превосходит 95% мужчин украинского политикума). То есть, на первый взгляд у руководства ГБР оснований для неприязни достаточно. Но обратимся к странице Черновол в Facebook.
Там есть несколько очень любопытных журналистских расследований. Например, о дебаркадерах Коломойского. На одном из которых после приезда в Украину жил Портнов. А два других находятся в Днепропетровской области в селе Никольское-на-Днепре, где в региональном ландшафтном парке – «украинском Стоунхэндже» и предполагаемом месте гибели князя Святослава, Коломойский устроил собственное маленькое Межигорье.
Владеет имением компания Коломойского и Боголюбова «Рикона ЛТД». Его бывший директор Сергей Мельник был также собственником компании Godfrey Consulting Limited. Это один из ключевых офшорных хабов, через который в 2012-2016 годах Коломойский оплачивал услуги Квартала 95. Напомним, что в марте прошлого года опубликовали номера контрактов и даты банковских трансферов, согласно которым в офшоры Зеленского Aldorante Limited (Кипр) и Film Heritage Inc (Белиз) было выведено около 41 млн долларов.
Пишет Черновол и о делах Венедиктовой – в частности, о покупке ею офиса в центре Харькова по заниженной в 5-7 раз цене у депутата-застройщика из орбиты Курченко и Кернеса. И о работе Венедиктовой в Торгово-промышленной палате под началом Михаила Непрана, знакомого Портнова еще со времен работы в ГКЦБФР и борьбе за Никопольский ферросплавный завод в интересах Коломойского в 2005-2006 гг. В частности, о схеме торговли ТПП справками о форс-мажорных обстоятельствах, останавливающих выполнение договора для одной из сторон. При этом с 2017 года форс-мажором стала считаться и кибер-атака, подтверждение наличия которой давала киберполиция. Заместителем главы которой, в свою очередь, является муж Венедиктовой Денис Колесник.
Так что раздражение Черновол вызывала явно не у одного Бабикова-Бибикова. Портнов, певший осанну Венедиктовой накануне назначения, был очень глубоко фрустрирован ее фактическим отказом серьезно загонять Порошенко и Стерненко. И в голове у Венедиктовой созрела идея компенсации. Самостоятельно или кто-то ее туда занес – очень интересный вопрос. Если занес – то либо очень неумный, либо, наоборот, очень тонкий, сыгравший на мстительности и провинциализме, непонимании политических механизмов генпрокурором. Ну правда, а что такого – возьмем городскую сумасшедшую, которая сидела на двери, прыгала с заборов, писала нам мерзости, и о которой все давно забыли. Кинем это дело Портнову, как резиновую косточку бультерьеру. Пусть играется.
Но вряд ли бы Венедиктова пошла на наезд без согласования с Аваковым, который, как рассказывала сама Черновол, лично давал распоряжение легализовать ее автомат. Опытный Арсен Борисович не мог не почувствовать перспективы комбинации. Было ясно, что будет большой скандал, и дело будет выглядеть как реванш и атака на Майдан. Отличная возможность решить целый спектр вопросов. Немного осадить Венедиктову, чтобы высоко не взлетала. Аваков это уже, кстати, делал, публикуя на сайте «Эспрессо» новость о расследовании Черновол о Венедиктовой. Второе и главное – выступить в роли добра с кулаками, противника Портнова и защитника Майдана, немного развеять специфический шлейф своей репутации, выставить ГБР как орган, выполняющий пророссийские заказы, а МВД – как патриотов. Красиво.
Это такой кирпичик в политическое будущее. Сейчас Аваков – сила, но не политическая. Просто сила. Попытка создать правую партию из Билецкого, «Свободы» и других на прошлых выборах провалилась. «Народного фронта» давно нет, а опираться на что-то надо, потому что будущее туманно.
Атака на Черновол вызвала очень живую и мобилизующую реакцию. И не только в Украине. Под суд пришли Порошенко с Турчиновым и Яценюком. Atlantic Council написал о том, что «Зеленский подвергает испытанию украинский Майдан». 100%-е люди Зеленского устраивают своему боссу социальный взрыв. Ну давайте еще завтра пусть портновский Вовк возьмет Черновол под стражу. Сама Черновол с иронией пишет о том, что действия власти дают шанс трио в респираторах, которые пришли ее поддержать. А те, кто это затеял – либо идиоты, либо патриоты.