В понедельник, 12 августа, французская пресса публикует статьи, посвященные митингу на проспекте Сахарова. Напомним, он прошел в субботу, 10 августа. Эту акцию, в отличие от двух предыдущих, удалось согласовать с московскими властями, однако, по сообщениям ОВД-Инфо, около 250 человек были задержаны после митинга.
По данным «Белого счетчика», на акции присутствовали около 50 тысяч человек. По данным, обнародованным МВД России, в мероприятии приняли участие около 20 тысяч. «Проспект Сахарова был заполнен как в пиковые моменты протестов 2011–2012 годов», — пишет в понедельник газета Le Figaro в статье под названием «Кремль бессилен обуздать нарастающий протест». «Нарастающий» потому, что требования митингующих перестают сводиться исключительно к регистрации независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму. Издание отмечает, что очень многие из участников митинга на проспект Сахарова пришли не только из политических побуждений, но и чтобы высказать недовольство силовыми методами, которые власть применяет к протестующим, или, к примеру, выступить против руководства некоторых университетов, грозящего отчислением выходящим на митинги студентам.
И Le Figaro, и Liberation называют прошедший 10 августа митинг — «проверкой ценностей» для оппозиционных политиков. Дело в том, что лидеры оппозиции и независимые кандидаты, которых отказались регистрировать на выборы в Мосгордуму, на проспекте Сахарова отсутствовали, так как были задержаны на сроки от 10 до 30 суток. Любовь Соболь, к примеру, задержали прямо накануне митинга. В отсутствие политических лидеров на первый план вышла интеллектуальная и творческая элита во всем ее разнообразии, будь то писательница Людмила Улицкая, журналист Леонид Парфенов или хип-хоп-исполнитель Oxxxymiron. Издания констатируют, что это никак не повлияло на желание людей прийти на акцию.
«Такого единства власть очевидно не ожидала, оно в очередной раз ставит под сомнение ее стратегию по этому вопросу — вопросу, который изначально был безобидным», — пишут газеты. Они напоминают, что Московская городская Дума не является настолько уж влиятельным органом, так что запланированные на начало сентября выборы имели все шансы пройти относительно незамеченными, «если бы мэр российской столицы Сергей Собянин и избирательная комиссия позволили независимым кандидатам принять участие в выборах и, может, получить 4–5 мест».
Но власть сделала выбор в пользу иной тактики: «видимо, для крайне напряженной сейчас центральной власти немыслимо, чтобы несистемная оппозиция проникла в классическую политическую игру». «Кремль предпочел силу диалогу и оказался лицом к лицу с движением, набирающим мощь», — формулирует властную стратегию корреспондент Liberation. Количество полиции и ОМОНа на московских улицах в день митинга автор статьи сравнивает с тем, что можно увидеть в голливудской антиутопии. Издание ссылается на мнение большого количества экспертов, которые полагают, что «репрессивный ответ российской системы, в котором силовики имеют запредельный вес, оказывается имиджевой катастрофой Кремля». Особенно за неделю до встречи президента Владимира Путина с французским коллегой Эмманюэлем Макроном, намеченной на 19 августа.
«Пока нет ни намека на то, что власть снизит усилия по устрашению», — констатирует Le Figaro. Издание напоминает об оказавшемся в свободном доступе в интернете списке людей, задержанных с начала протестных акций. «Как будто чтобы подвергнуть их репрессивным мерам со стороны государственных нанимателей или, если речь о студентах,администраций вузов», — пишет газета. Находящийся в Москве журналист Le Figaro также в своем тексте рассказывает, что незадолго до 10 августа он в числе многих других людей получил sms-сообщение с предложением присоединиться к группам провокаторов, которые работали бы в митингующей толпе. Организаторы митинга на своих страницах в соцсетях писали, что подобные сообщения сами по себе являются провокацией, так как «насилие во время мирного мероприятия играет на руку лишь правительству».
На фоне этих событий особое — антиутопическое — звучание, по словам авторов статей, приобретает тот факт, что в Владимир Путин никак не комментирует протесты. «Откуда, возможно, и осторожность его подчиненных в отсутствие генеральной линии», — предполагает Le Figaro. В день протестной акции на проспекте Сахарова президент находился в Крыму: он приехал в Севастополь на байк-шоу «Тень Вавилона», организованное мотоклубом «Ночные волки». Liberation пишет, что «кадры Путина, позирующего со старыми, порядком потрепанными байкерами, были впечатляющими».
В своей речи в Крыму президент России высказал удовлетворение тем, какой пример байкеры подают российской молодежи. «Не факт, что молодежь, собравшаяся в Москве с плакатами и флагами, исповедует те же самые ценности», — сомневается Liberation.