CNN: "Чтобы добиться успеха, Трампу нужно будет уничтожить механизм коллегии выборщиков. Заставляя нас беспокоиться из-за возможного госпереворота, он демонстрирует не столько план – которого у него нет, – сколько бесстыжую уверенность в своем праве занимать Белый дом. Теперь он ищет лазейки и пытается понять, могут ли они принести ему какие-нибудь результаты".
Так и есть. Трамп и его свита, прекрасно понимая рыхлость всей юридической системы конституционного права в США, а также осознавая, что единственным барьером на пути к узурпации является общественная мораль, – все они дружно ринулись выискивать норы, которые позволят им сделать подкоп под государственное устройство Соединённых Штатов.
У людей, озабоченных служением Трампу – точнее, его деньгам и его ядовитому ореолу – утрачены последние остатки стыда. Иначе невозможно объяснить, почему его юрист в эфире Fox на полном серьезе смеет заявлять, что "надо перевернуть свинг-штаты". И это после всех проигранных судебных исков во всех штатах! После того, как республиканский госсекретарь штата Джорджия утвердил итоги в пользу Байдена по итогам пересчета голосов! После того, как республиканские члены легислатуры Мичигана, приглашенные Трампом в Белый дом, отказались переворачивать выборщиков в своем штате и пообещали отдать голоса Байдену, как и полагается в соответствии с волей народа! После всего этого Трампу и его полубезумным юристам во главе с Джулиани, по которым плачет психиатрия, хватает наглости давать "пресс-конференции" с выкладкой конспирологических версий о вмешательстве в американские выборы Уго Чавеса (с духом которого, я напомню, успешно пообщался другой великий лидер Венесуэлы – ныне действующий узурпатор Мадуро)!
Самое же ужасное, что помощниками Трампа в борьбе против либеральной демократии выступают не какие-нибудь маргиналы, а Сенат, в котором большинство – пока что за Республиканской партией, способной на данном этапе заблокировать любые вменяемые инициативы со стороны Демократической партии. На самом же деле нет уже никаких демократов и республиканцев, а есть сторона государственников ("державников", как говорят украинцы) и сторона мафии. Битва, предстоящая в январе за два места в Верхней палате, не менее важна, чем президентская – просто потому, что при республиканском Сенате Байден не сможет провести ни одного закона, который обеспечил бы ситуацию "Никогда больше" в будущем. Пробелы, которые вскрылись в правовой системе США на фоне банальной попытки захватить власть, оказались не просто существенны, а астрономически огромны. И дело не в том, что сейчас эти попытки пресекаются, а в том, что пресекаются они не законом, а совестью конкретных людей – и демократических, и республиканских функционеров в разных штатах, – отказывающихся идти поперек здравому смыслу просто потому, что у каждого из них есть внутренний стержень и опасения перед общественным порицанием со стороны той части Америки, которая сохраняет разум.
Символом этой ситуации стали два ранних заявления. Одно из них сделал сам Трамп, когда "пошутил" о том, что он может убить человека на Пятой авеню и сохранить при этом свой 40-процентный ядерный электорат. Второе сделал его "адвокат дьявола", когда в ходе судебного разбирательства перевел сказанное Трампом на юридический язык: Трамп действительно может безнаказанно расстреливать людей на Пятой авеню – и нет никаких законов, которые позволили бы свершить над ним правосудие, пока он остается в кресле президента. Сейчас Трамп "расстреливает" американскую демократию, и действительно нет никаких возможностей привлечь его к юридической ответственности, потому что сенатское большинство видит в Трампе единственную гарантию своего переизбрания. 72 миллиона, отдавших за него голоса на этот раз – это на 10 миллионов больше, чем в прошлый раз. Не приговор ли это всей американской нации, все еще продолжающей войну Севера и Юга?
Другой, не менее существенный вопрос: что будет после Трампа? Новый, более усовершенствованный "Т-1000" – политический терминатор, который будет разрушать Соединенные Штаты уже более профессионально и методично, чем это делал его менее подготовленный предшественник "Т-800", проигравший только потому, что вел себя как слон в фарфоровом доме?
Еще одна проблема, произрастающая все из той же конституционной архаики, заключается в следующем: все штаты дают равное число сенаторов (по две фигуры) – и огромная Калифорния, и крохотная Аляска. Малонаселенный штат будет всегда "красным" из-за доминирования там остатков "старой доброй Америки", а значит, ситуация оккупации Сената этой самой "старой Америкой" будет сохраняться еще неопределённо долго. Благо, есть бездонный источник этой милой старины в лице оболваненных миллионов трампистов по всей стране!
При такой конституционной блокаде невозможно будет провести ни одного статута, который исключил бы в будущем возможность просачивания нового популиста-узурпатора в Овальный кабинет, где тот потом будет рассказывать путинским эмиссарам о своем душевном облегчении из-за увольнения директора ФБР. Политико-правовая традиция, в которой привыкли видеть гарантию преемственного развития страны, становится настолько токсичной, что служит уже не драйвером стабильного прогресса, а грузом, тянущим страну в прошлое. Это цивилизационный кризис, выхода из которого не предвидится на ближайшие несколько поколений.
Кремль, безусловно, постарается максимально использовать этот тектонический разлом для дальнейшей дестабилизации США. Однако проблема Байдена – это вовсе не политически сгнивающий Путин, конечно же, а те самые 50 миллионов полезных идиотов Путина в Америке. США легко победят внешнего врага. Куда тяжелее будет победить врага внутреннего – этот ужасающий ментальный грибок, который превратил в зомби полстраны, да и половину всей евроатлантики, где легко найти таких же наивных трампистов, всегда оказывающихся еще и путинистами, что симптоматично. Популярность сериала "Ходячие мертвецы" вполне объяснима: заглядывая в эту кинематографическую американскую пустошь, лишенную государственности (мечта либертарианцев) и заполненную бесцельно бродячими созданиями, которые мертвы умом и слегка живы остатками тела, зрители заглядывают в экзистенциальную катастрофу собственной души. Непереводимое английское Undead – не-мертвый, но уже и не живой. Пограничное состояние, в которое нас всех могут увлечь процессы, происходящие в Соединенных Штатах. Они важны как провозвестники будущего для всей Земли. Президент Америки – это президент мира, нравится это кому-то или нет. Это всегда тот или иной тренд – в политике, культуре, экономике, во всех ключевых масштабных структурах нашей жизни. Политический ядерный удар, волны которого в 2016 году мы ощутили через океаны – в Центральной Европе и Средней Азии, в Украине и Молдове, в Чехии и Австрии – является лучшим подтверждением тому.
На команду Байдена, таким образом, возложена историческая миссия. Им предстоит провести свой народ – и наши народы вслед за своим собственным – через адскую политическую пустыню.