Ровно 90 лет назад, 22 июня 1930 года Всесоюзный союз сельскохозяйственных коллективов (Колхозцентр) СССР установил оценку и оплату труда в колхозах не в деньгах, а в трудоднях. Так называемые «палочки».
Что это такое? О, это чудесное изобретение коммунистов. За работу теперь колхозникам не платили. Отработал день – поставили палочку в ведомость.
В конце года колхоз сдавал родине урожай по заранее утвержденному плану: столько-то тонн зерна, лука, капусты, гороха и т. п. А то, что оставалось после этого делили между колхозниками в соответствии с тем кто сколько «трудодней» набрал.
Прямо скажем – оставалось после расчета с любимым государством немного. В неурожайные годы – вообще ничего. Потому, что любимому государству рабочих и крестьян было абсолютно начхать урожайный год или нет. План выполни. Как хочешь. Неурожай – роди эти тонны, купи в Америке или на Марсе, но государству план дай – не греши.
Например, в урожайном 1937 году в половине колхозов крестьянам выдали аж до трех килограммов зерна на трудодень. «До» это могло быть и 3, и 2 и даже один килограмм. А в неурожайном 1939 в более чем трети колхозов на «трудодень» дали меньше килограмма.
Вот эти вот «жиденькие» килограммы, если их продать на рынке или тому же любимому государству по «твердой» (т. е. мизерной) цене и были единственным источником денег советской крестьянской семьи. На вот эти копейки должны были крестьяне приобретать керосин и мыло, ткань на пошив штанов и соль.
С чего жили? А натуральным хозяйством – спасали огород и корова. Можно было еще в колхозе украсть, только за это давали минимум 10 лет лагерей по известному «Закону о пяти колосках» или сразу расстрел.
А чтобы крестьяне не бежали из колхозного рая, советская власть постановила отобрать у них паспорта и таким образом прикрепила к колхозам. То есть вернула крепостное право, отмененное царем-батюшкой 69 лет назад.
Еще один страшный нюанс. «Трудодни» давали председателю колхоза, бригадирам и прочим колхозным начальникам абсолютную власть над крепостными советскими рабами. Ибо бригадир мог высмотреть у мужика или бабы «плохую работу» и абсолютно законно не поставить «трудодень».
Отишачил ты с двух часов утра до одиннадцати вечера в поле, а тебе – дулю. А вот куму или куме своей бригадир мог и два, и четыре «трудодня» записать. И десять. Совершенно законно. Закон такой был в СССР. Кстати, так колхозных «ударников» создавали.
Бывало, что эти кнут и пряник использовался в личных целях. Еще как бывало. Захотел бригадир молодуху – предложение ей: пойдем на сеновал, два трудодня запишу. А не пойдешь – месяц горбатиться будешь задарма – я все равно «некачественную работу» у тебя найду. А за невыработку минимума трудодней – уголовная ответственность, между прочим.
Кстати, в колхозах должны были пахать и подростки, начиная с 12 лет. Минимальная выработка для них устанавливалась 50 дней в году. Такая типа барщина советского образца. Один день в неделю двенадцатилетняя девчушка должна была отработать на родное государство, в котором, как пели в знаменитой песне. «Так вольно дышит человек».
И вот эта вот страшная система рабства ХХ века существовала 36 лет. Только в 1966 году трудодни отменили и стали платить деньги колхозникам. Ну, как платить. Не назовешь 40-60 рублей шикарной зарплатой.
Кто там по сталинскому «порядку» скучает? Давно мечтаю – создать такой туристический объект – колхоз времен Сталина-Хрущева-раннего Брежнева. Да и помещать в него на пару месяцев всех фанатов «счастливого советского прошлого». Чтобы прочувствовали, как оно…