Как мы помним, еще в конце 60-х, сразу после завершения работы над
«Кавказской пленницей», Гайдай собирался перенести на экран прозу
Михаила Булгакова — его пьесу «Бег». По ряду причин эта затея не
удалась, и «Бег» экранизировали другие. Однако в начале 70-х Гайдай
вновь вернулся к идее экранизации Булгакова.
Только
на этот раз речь уже шла о комедии — пьесе «Иван Васильевич». Ее сюжет
вращался вокруг того, как несколько столичных жителей, с помощью машины
времени, изобретенной талантливым мастером-самоучкой, перенеслись в
эпоху Ивана Грозного, а сам царь оказался в веке XX.
В конце лета
1971 года Владлен Бахнов и Леонид Гайдай подали заявку на сценарий,
которая была тут же принята. Осенью сценарий был уже написан и принят
сценарно-редакционной коллегией. В начале декабря Гайдай и Бахнов засели
за режиссерский сценарий. Эта работа продолжалась до января 1972 года,
после чего сценарий был отправлен в Комитет по кинематографии.
3 февраля оттуда пришел ответ, что сценарий в целом принимается, но в него необходимо внести некоторые поправки.
В
частности, от авторов требовалось, чтобы они перенесли место действия
из московского Кремля на другую территорию. Кроме этого, в отзыве
говорилось следующее: «Экскурс в прошлое не должен иметь
конкретно-исторический характер; сюжет не следует адресовать
определенным историческим лицам.
В соответствии с замыслом и
жанром произведения эпизоды, в которых воспроизводится прошлое, должны
приобрести более условные, приблизительные черты, не относящиеся прямо к
Ивану Грозному и его эпохе.
Это будет вполне совпадать с
поставленной художественной задачей; прошлое возникает не как точный
исторический эпизод, а является фантазией изобретателя «машины времени».
В сценарии немало интересной выдумки, однако необходимо предостеречь авторов от излишнего комикования…»
Далее
события развивались следующим образом. 8 марта с авторами сценария был
подписан договор, 21 марта — сценарий запущен в режиссерскую разработку,
24 мая — утвержден. После этого началось комплектование съемочной
группы, строительство декораций, подбор актеров и т. д.
Кстати,
незадолго до этого к Гайдаю обратился Эльдар Рязанов с предложением
взять у него постановку совместной советско-итальянской кинокомедии
«Невероятные приключения итальянцев в России» (История создания фильма).
Этот фильм должен был сниматься в жанре эксцентрики, чего Рязанов
никогда раньше не делал. Гайдай же в этом деле был настоящий ас. Но
Леонид Иович отказался от лестного предложения (в случае согласия ему
светила поездка в Италию) и предпочел продолжить работу над «Иван
Васильевичем…»
В качестве своих помощников в работе над фильмом
Гайдай выбрал людей, с которыми работал еще над «12 стульями».
Оператором взял Сергея Полуянова (вторым оператором был новичок в группе
— Виталий Абрамов), художником Евгения Куманькова, звукооператором —
Раису Маргачеву, композитором Александра Зацепина, директором — А.
Ашкинази.
С актерами была похожая ситуация: Гайдай намеревался
работать с теми, кого давно знал. Но планы пришлось подкорректировать.
Например, на главную роль — царя Ивана Грозного и Бунши — он собирался
пригласить Юрия Никулина. Однако у того был слишком плотный график
гастролей в цирке и добиться разрешения у «Союзгосцирка», чтобы его
освободили, так и не удалось.
Гайдай очень сильно переживал по
этому поводу, но поделать ничего не мог пришлось искать другого
исполнителя. Им стал актер Театра имени Вахтангова Юрий Яковлев, с
которым до этого Гайдай никогда еще не работал (он выиграл спор у
Евгения Лебедева). На роль Жоржа Милославского было два главных
претендента — уже знакомый Гайдаю Андрей Миронов и Леонид Куравлев, с
которым режиссеру работать до этого не доводилось.
В споре
победил Куравлев. Другие актеры, ни разу до этого не снимавшиеся у
Гайдая и успешно прошедшие пробы: Наталья Кустинская (пассия Якина),
Нина Маслова (царица; она выиграла спор у Натальи Гундаревой), А.
Подшивалов (лейтенант милиции Кольцов), Н. Гурзо (медсестра) и др.
Тех актеров, кому уже доводилось работать с корифеем комедии, было большинство.
Среди
них: Александр Демьяненко (Шурик Тимофеев), Михаил Пуговкин (режиссер
Якин), Савелий Крамаров (дьяк Феофан), Наталья Селезнева (жена
Тимофеева, Зина), Наталья Белогорцева-Крачковская (жена Бунши, Ульяна
Андреевна), Владимир Этуш (Шпак), Сергей Филиппов (посол), Владимир
Уральский (милиционер), Эдуард Бредун (спекулянт в магазине).
6
июня 1972 года худсовет ЭТО утвердил пробы актеров на главные роли. 21
июня начался подготовительный период, который продолжался до конца
августа.
СЪЕМКИ
Съемки фильма начались 26 августа с
экспедиции в Ростов-Ярославский, где снимались натурные эпизоды: погоня
за демонами по Кремлю, народ у стен Кремля, отправление войска на войну.
Как вспоминал позднее Л. Гайдай:
«Часть
съемок проходила в старинном русском городе Ростове-Ярославском. Наша
киногруппа работала около музея, расположенного в древнем Кремле.
Снимали мы сцену «Проезд конницы Ивана Грозного».
А тут как раз
приехали в музей иностранные туристы. И вдруг поблизости от них
промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках. Затем
промчались еще раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный
восторг. По-своему отреагировали на происшедшее работники музея. Когда
мы окончили съемку в Ростове-Ярославском, они обратились к нам с
просьбой подарить им два красных кафтана и пару топориков-бердышей. Дело
в том, что каждую группу иностранных туристов при входе встречают по
русскому обычаю хлебом-солью. Их преподносят гостям на расшитом
полотенце. Теперь работники музея проводят этот ритуал, предварительно
облачившись в одежды, подаренные «Мосфильмом»…»
Съемки в
Ростове-Ярославском продлились ровно неделю — до 2 сентября, после чего
группа вернулась в Москву. Здесь до 17 сентября тоже снималась «натура»:
проезды по улицам города «Скорой помощи» и милицейской «Волги»;
панорама города с высоты птичьего полета (когда царь восторженно
произносит: «Ляпота»); звонки из телефонной будки Жоржа Милославского и
подруги Якина; проезд Якина по городу в «ЗИС-110» (тот самый автомобиль,
который снимался и в «Бриллиантовой руке» (История создания фильма);
пробежка Шурика по радиомагазинам; Шурик и Бунша во дворе дома; погоня у
подъезда.
В эти же дни снимался эпизод, когда жена Бунши, увидев
на соседнем балконе царя Ивана Грозного, спутала его со своим супругом.
Съемки этого эпизода едва не завершились трагедией. А произошло вот
что. По сценарию, героине Натальи Крачковской надо было перелезть с
одного балкона на другой, чтобы догнать ускользнувшего «мужа».
Но
актриса, которая страдала жуткой агрофобией (боязнью высоты),
отказалась исполнять трюк с перелезанием. Тогда, чтобы заставить ее
сделать это, Гайдай пошел на хитрость: он сказал, что внизу будет
расположена специальная люлька с людьми, которые будут страховать
актрису. На самом деле никакой люльки внизу не было, просто Гайдай
рассчитывал на то, что высотобоязненная актриса испугается смотреть вниз
и не заметит подвоха.
Но вышло иначе. Крачковская, перелезая
через перила, все-таки глянула вниз и, не обнаружив никакой страховки,
от страха чуть не рухнула вниз. К счастью, находившиеся рядом люди
успели подхватить ее уже соскальзывающее с балкона тело и втащить
обратно. Поэтому эпизод с перелезанием в картину так и не вошел.
17
сентября натурные съемки были завершены, и группа в течение почти двух
недель находилась в вынужденном простое — ждала, когда будут готовы
павильонные декорации. Эта работа требовала от декораторов
дополнительных усилий, поскольку им предстояло воздвигнуть в одном
павильоне целый комплекс, в который должно было войти сразу 16 объектов —
10 «современных» и 6 «палат Ивана Грозного».
Назову лишь
некоторые из этих объектов: квартира Шурика (комната, где стояла «машина
времени», зал и кухня), квартира Шпака, лестничная площадка (кстати, ее
в эти же дни использовали для съемок еще одной кинокомедии — «Большая
перемена» (История создания фильма), стоматологический кабинет, площадка
подъезда на первом этаже, лифт (в нем должен был застрять Иван
Грозный), царская зала, трапезная, зал для приемов и т. д. Весь этот
комплекс разместился на площади в 1428 квадратных метров.
Павильонные
съемки начались 2 октября с эпизодов «в квартире Шурика». Съемки шли
весьма успешно, и в октябре было всего лишь два дня простоя: 5 октября
на съемочную площадку не явился Александр Демьяненко, 12 октября заболел
Юрий Яковлев. В ноябре простоев не было, в декабре вновь два — 6 и 8
декабря был болен Юрий Яковлев.
Между тем, закончившийся 1972 год
отметился самым низким количеством комедий — всего четыре, но именно
этот год подарил нашему кинематографу суперкомедию «Джентльмены удачи»
Александра Серого и Георгия Данелии. Фильм занял в прокате 1-е место,
собрав 65,02 миллиона зрителей. Второе место среди кинокомедий занял
фильм Эльдара Рязанова «Старики-разбойники» (История создания фильма),
который по сборам отстал от лидера больше чем вдвое — собрал 31,5
миллионов. Но вернемся к фильму Леонида Гайдая.
1973 год начался
неудачно — 4 января Гайдай заболел. К счастью, недуг продлился всего
лишь два дня, и уже 6 января съемки «Ивана Васильевича…» возобновились.
За неделю удалось отснять последние эпизоды, и с 15 января начался
монтаж фильма. Правда, в двадцатых числах марта один эпизод фильма
пришлось доснимать из-за брака пленки — когда Зина на берегу моря поет
песню «С любовью встретиться» («Звенит январская вьюга…»). Эпизод
снимался 22 — 23 марта в Ялте.
12 апреля фильм «Иван Васильевич
меняет профессию» был сдан генеральной дирекции «Мосфильма». Оценив
картину положительно, дирекция потребовала внести в него некоторые
поправки. В частности, надо было сократить следующие эпизоды: погоню за
Жоржем Милославским (в фильме осталось только ее начало — когда Жорж
удирает от милиции, облачившись во врачебный халат), пребывание царя в
квартире Тимофеева (изъяли эпизод, где Иван Грозный жарит на кухне
котлеты), забавы Жоржа в царских палатах, разговор в телефонной будке,
улицы Москвы и др.
Были изъяты некоторые фразы, звучащие из уст
героев. Так, в эпизоде приема послов Бунша восклицал: «Мир и дружба», но
в окончательном варианте он произносит другую фразу: «Гитлер капут!» В
эпизоде «трапеза» тот же Бунша спрашивал: «За чей счет этот банкет? Кто
оплачивает это обилие?» — на что следовал ответ: «Народ, ваше
величество».
В итоге последнюю фразу изъяли, заменив ее более лояльной: «Во всяком случае, не мы».
В
другом эпизоде — опять с участием Бунши, — когда он удивленно
спрашивает: «Что за репертуар у вас?» — дальше шло: «Соберите завтра
творческую интеллигенцию. Я вами займусь». Эту концовку тоже изъяли. В
общей сложности фильм был обрезан на 177 метров пленки.
10 мая
Отдел контроля за кинорепертуаром разрешил фильм к прокату на территории
Советского Союза. 13 июня фильму была присуждена 1-я группа по оплате
(за это решение проголосовало 22 человека, чего ранее с фильмами Гайдая
не наблюдалось).
НОВЫЙ ТРИУМФ ГАЙДАЯ
Фильм «Иван
Васильевич меняет профессию» вышел в прокат 17 сентября 1973 года и
принес Леониду Гайдаю новый оглушительный триумф: 3-е место в прокате,
60,7 миллиона зрителей. Одной из первых на премьеру откликнулась главная
газета страны — «Правда». Г. Кожухова в номере от 24 сентября писала:
«Оставшись самим собой, Гайдай в новой работе, на мой взгляд, во многом
довел свою интонацию, свой стиль до блеска и изящества. Не эти ли же
свойства объясняют то, почему мы десятилетиями поминаем добрым словом
«Веселых ребят», «Волгу-Волгу», «Карнавальную ночь» — за радость
присутствия на празднике мастерства?..».
Но в этой же заметке
автор позволяет себе и покритиковать мастера. Цитирую: «Ему, по-моему,
изменяет порой вкус. Вот, например, женщина снимает парик и оказывается…
лысой. Смешно? Может быть. Но как-то непривлекательно. У иного зрителя,
наверное, найдутся другие замечания по тем или иным частностям. Есть и
не частность: нам опять предлагают старого знакомого Шурика, однако ни
режиссер, ни — особенно — актер А. Демьяненко не сумели сделать эту
встречу интересной…»
Журнал «Советский экран» за 1974 год устроил
дискуссию об отечественной кинокомедии, во время которой участвовавшие в
ней критики высоко оценили новое творение Гайдая. Приведу некоторые
высказывания.
М. Кузнецов: «Артиллерия — бог войны, бог комедии —
движение. У Л. Гайдая — стремительное движение главной идеи,
великолепный темп, виртуозная динамика. И это прекрасно. Комедии могут
быть разноплановые, но движение душа их.
Плохо, когда движение превращается в пустую суету…»
Н.
Кладо: «Картина, по-моему, хорошая и показывает правомерность стиля,
избранного режиссером: эксцентрика будет жить еще много лет, потому что
возбуждает в человеке своеобразное и острое отношение к
действительности…»
К. Минц: «Брызжущее остроумие «Ивана
Васильевича…», поразительное искусство темпа, ритма — все это
доказывает, что Гайдай действительно выдающийся мастер.
Я очень люблю
его творчество, и мне хотелось бы сегодня сказать, что Гайдай близок к
созданию высокой комедии, и это произойдет в том случае, если талант
режиссера будет помножен на замысел…»
Но когда в том же
«Советском экране» был объявлен конкурс среди читателей на лучший фильм
года, «Иван Васильевич…» попал на 11-е место, набрав 4,22 балла. Почему?
Судя по всему, произошло это из-за элементарной подтасовки. На эту
мысль наводят названия фильмов, которые разместились на первых позициях.
Например, 1-е место заняла картина Витаутаса Жалакявичюса «Это сладкое
слово — свобода» (4,49 балла), а 2-е — фильм Евгения Карелова «Я —
Шаповалов Т. П.» (4,48 балла). Оба фильма собрали меньшую кассу, чем
творение Гайдая, но имели одно достоинство — были идеологически
безупречны. Вот именно за это их и тянули вверх.
Между тем новое
произведение Леонида Гайдая было на десять порядков выше большинства
кинокомедий, которые демонстрировались на отечественном экране не только
в 1973, но и в следующем году. Так получилось, но новых «Джентльменов
удачи», которые могли бы бросить серьезный вызов самому кассовому
режиссеру советского кинематографа, в те годы не появилось. Хотя хорошие
кинокомедии были. Это: «Здравствуй и прощай» Виталия Мельникова,
«Совсем пропащий» Георгия Данелии, «Золотые рога» Александра Роу. Эти
фильмы вышли в 73-м.
В следующем году сам Эльдар Рязанов бросил
вызов Гайдаю, вторгнувшись на его территорию и сняв единственную свою
эксцентрическую кинокомедию «Невероятные приключения итальянцев в
России». Фильм занял 4-е место в прокате, собрав 49,2 миллиона зрителей.
Хотя, на мой взгляд, фильм получился гораздо слабее гайдаевских
нетленок.
Но этому есть объяснение: Рязанов снимал «Итальянцев»
через не могу, чуть ли не из-под палки. О других кинокомедиях 74-го
говорить просто нечего — настолько они слабы и беспомощны. И
«Неисправимый лгун» Вилена Азарова (кстати, авторы сценария фильма —
Яков Костюковский и Морис Слободской), и «Нейлон 100%» Владимира Басова,
и «Теща» Сергея Сплошнова. На должном уровне оказались лишь «Мелодии
Верийского квартала» Георгия Шенгелая, но грузинский кинематограф в те
годы вообще высоко котировался (фильм был удостоен призов на Всесоюзном
кинофестивале в Баку, на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне).