Даже Глава совета Нацбанка Богдан Данилишин после обнародования проекта госбюджета-2022 был вынужден 16 сентября признать, что валютная ликвидность Кабинета Министров остается ограниченной и создает риски на фоне необходимости осуществления выплат по государственному долгу.
А после событий на прошлой неделе под «куполом» Верховной Рады уже и наши западные партнеры стали опасаться развития Украины по еще более драматичному сценарию. Так, что же делать? Девальвировать гривну, подстегивая экспорт, или укреплять гривну, борясь с высокой инфляцией? Да и без денежной закачки и увеличения налоговой нагрузки вряд ли удастся решить наши долговые проблемы и выплатить всем новые пенсии.
Плюс эксперты постоянно напоминают о приближающейся экономической пропасти, особенно те, кто, возвращаясь из регионов в Киев, утверждают, что есть чего опасаться и предлагают, наконец-то, оставить иллюзии, что мы сможем в следующем 2022 году вернуться к докризисной социально-экономической ситуации.
Ну, а украинскому бизнесу нужно адаптироваться к низким темпам и даже падениям макроэкономических показателей. Ведь Кабмин и далее будет понижать реальные зарплаты, а также перекладывать стоимость налогов в цены. Таковы наши горькие реалии, и пока у нас нет «наверху», к сожалению, других более профессиональных управленцев.
Хотя сейчас в социально-экономическом положении в Украине все гораздо сложнее. Как в известном высказывании классика, нужно найти ключевое звено и вытащить всю цепь. У нас же не то, что нет такого звена, потянув за которое можно вытянуть всю цепь, вообще многих звеньев нет.
Так, не хватает, во-первых, современного внутреннего рынка совместного инвестирования, который бы связывал реальный сектор экономики Украины с прямыми инвестициями; во-вторых, государственной промышленной политики; в-третьих, законодательного обеспечения стратегии развития организованного биржевого рынка и рынка деривативов; в-четвертых, механизмов персональной ответственности за управление бюджетными деньгами.
Наконец, куда ни кинь, всюду протестные настроения.