Как «бесполезные» санкции стали предметом торга на переговорах между США и РФ

Как «бесполезные» санкции стали предметом торга на переговорах между США и РФ

Начиная с 2014 года, Путин в своих выступлениях постоянно твердил, что санкции против России бесполезны, и они идут только на пользу стране. Этой байкой он кормил своих холопов на протяжении 10 лет, а его Минэкономики постоянно рисовало позитивные графики роста, не переставая расхваливать государственную программу импортозамещения.

Но все это оказалось очередным блефом Кремля, и выступая на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей Путин признал, что санкции против России — это «не временные или точечные меры», а «механизм системного, стратегического давления», который сохранится в долгосрочной перспективе.

Санкции работают, а экономика России неумолимо катится в бездну. Ее экономический рост минимален, и она втянулась в «экономику военного времени», которая движима военными расходами и государственной поддержкой. Годовая инфляция остается высокой, удерживаясь на уровне 10 процентов по состоянию на февраль. Для сравнения, здоровый уровень инфляции обычно составляет от 2 до 3 процентов в год. Центральный банк Российской Федерации удерживал процентные ставки на рекордно высоком уровне в 21 процент в феврале. Россия испытывает трудности со сбытом своей нефти из-за санкций и истечения срока действия Генеральной лицензии в начале этого месяца, что еще больше затрудняет покупку российской нефти без риска подвергнуться вторичным санкциям.

Президент США Дональд Трамп, следуя своей миротворческой философии, сделал первым шаг на урегулирование войны в Украине, предложив Кремлю сесть за стол переговоров. Но почти за месяц телефонных звонков, переговоров и многочасовых технических консультаций только на днях стало ясно, что хочет Кремль в первую очередь, не предлагая ничего взамен.

Правильно, снятие санкций. После последних переговоров США с Украиной и Россией в Эр-Рияде, Киев согласился на прекращение огня в Черном море и на "энергетическое перемирие" с Россией. Но Кремль снова согласился только на идею "энергетического перемирия" и начал требовать, чтобы Запад сначала снял с нее часть санкций.

В ЕС четко обозначили свою позицию по данному вопросу. Представитель Европейской комиссии заявил, что вывод российских войск из Украины будет одним из главных условий для отмены или изменения санкций ЕС против страны-агрессора.

В свою очередь, Трамп заявил журналистам, что Соединенные Штаты Америки рассматривают условия России по соглашению о перемирии с Украиной в Черном море, среди которых есть частичное снятие санкций.

Окончания войны за 24 часа не получилось, и теперь президент США должен определить, какие санкции США следует ослабить или снять, и когда это ослабление санкций должно произойти в рамках мирного урегулирования путем переговоров, чтобы гарантировать Трампу вести переговоры о мире с позиции силы и призвать Путина к ответу за свою часть сделки.

Как бы ни хвастался Путин, но история показывает, что санкции являются грозным оружием, и могут нанести непоправимый экономический ущерб стране, на которую они наложены. И в данном случае США должны воспользоваться этим козырем. Но, чтобы воспользоваться этим правильно при переговорах, на наш взгляд необходимо учесть несколько условий.

Во-первых, не нужно отменять санкции в качестве жеста «доброй воли. Кремль обязательно воспользуется этим и сочтет отмену признаком слабости, что даст Москве возможность дальше выдвигать новые требования. И самое главное, нельзя отменять какие-либо санкции до полного и подтвержденного соблюдения Россией условий прекращения огня. Последние атаки «шахедов» по Украине еще раз демонстрируют, почему санкции должны оставаться в силе.

Во-вторых, Соединенные Штаты должны усилить некоторые санкции, особенно против российского «теневого флота», если Кремль продолжит затягивать переговоры. В ходе последних переговоров российская сторона продолжает сопротивляться полному прекращению огня, добавляя каждый раз новые неприемлемые условия.

В-третьих, нельзя снимать все санкции, пока Россия полностью не уйдет с Украины. Некоторые санкции, в том числе связанные с чувствительными технологиями и энергетикой, должны оставаться в силе, пока Россия незаконно оккупирует территорию Украины.

Как вариант первого шага, возможен вариант ослабления индивидуальных санкций. Но здесь необходима постоянная бдительность в отношении российских олигархов, замаскированных российских инвестиций и скрытых активов. Финансовая прозрачность и соблюдение правил борьбы с отмыванием денег должны быть главными условиями этой сделки.

Также возможно разработать план постепенного смягчения финансовых ограничений и повторного входа России в SWIFT и мировую финансовую систему. Но основными условиями этой части сделки должны быть измеримые и проверяемые контрольные показатели, связанные с условиями прекращения огня. Как минимум, это включает возвращение украинских детей в их украинские семьи, освобождение военнопленных, прекращение явных или скрытых атак на Украину и ее союзников.

Основным рычагом давления на Кремль остаются энергетические санкции, т.к. они затрагивают основную статью поступления денег в российский бюджет. Поэтому не нужно спешить снимать их, и ни в ком случае нельзя снимать их все. США и их союзники должны сохранить ограничения на экспорт российских энергоносителей, достаточные для сохранения давления на Россию, чтобы она придерживалась всех элементов украинской сделки. Они таакже позволят сохранить с трудом завоеванную энергетическую независимость Европы от России.

Если же США все-таки пойдут на смягчение или снятие санкций с России, Администрация Трампа должна ввести положения о «мгновенном возврате» и избегать зависимости от российских поставок или ресурсов, включая обогащенный уран. Положения о «мгновенном возврате» могут быть использованы для привлечения России к ответственности в случае нарушения ею соглашения о прекращении огня или мирного соглашения.

Также немаловажным вопросом остается, что делать с конфискованными российскими активами. После полномасштабного вторжения России в Украину в 2022 году партнеры G7 иммобилизовали российские суверенные активы на сумму около 300 миллиардов долларов, находящиеся в разных юрисдикциях. Эти активы не должны возвращаться в Россию.

Лучшим вариантом для США и союзников было бы конфисковать активы для восстановления Украины и дальнейшей военной поддержки Украины. Как минимум, страны G7 должны сохранить контроль над активами в качестве гарантии российского вклада в восстановление Украины и соблюдения условий прекращения огня. Большая часть конфискованных средств находится в Европе, и поэтому Соединенные Штаты должны продолжать координировать свои действия с Европой по этому вопросу.

Как бы ни хвалился Путин перед россиянами о бесполезности санкций, экономическое давление и ограничительные меры, введенные США и их партнерами в отношении России, дали им преимущество. Если Россия готова вести настоящие переговоры о мире и заключить сделку, которая обеспечит будущее и безопасность Украины, ей следует обдумать, что можно и чего нельзя делать при снятии санкций. А Западу необходимо разработать эффективный механизм контроля данной сделки. Слишком высоки ставки, чтобы поддаться блефу Путина и сдаться.