Имя Лили Кедровой сегодня большинству зрителей вряд ли о чем-то говорит – когда она была еще совсем юной, ее семья эмигрировала за рубеж, и в СССР она была на долгие годы предана забвению. И теперь в США о ней знают больше, чем на родине. Однако Лиля Кедрова безусловно заслуживает внимания хотя бы потому, что смогла добиться в эмиграции немалых успехов и всеобщего признания, став единственной актрисой русского происхождения, получившей «Оскар». Ее история была уникальной и потому, что и в профессии, и в личной жизни она стала счастлива только после 50 лет.
Когда семья Кедровых бежала из советской России, все их документы были утеряны, поэтому точную дату рождения Лили (настоящее имя – Елизавета) биографы установить не могут. По их предположениям, сама она лукавила по поводу своего возраста, со свойственным актрисе кокетством утверждая, что, раз уж документы пропали, ей теперь всегда будет 16. В большинстве источников указывается, что она родилась в Петрограде в октябре 1918 г., но исследователи считают, что Лиля на самом деле была как минимум на 10 лет старше. В пользу этой версии свидетельствует тот факт, что брат Лили Николай появился на свет в 1906 г., а сама она – якобы на 13 лет позже. Однако сложно представить, что ее мать, известная оперная певица, в 44 года решилась на рождение второго ребенка в стране, где только что произошла революция, и положение их семьи стало очень неопределенным.
Эмиграция Кедровых была вынужденной. Отец Лили, Николай Кедров, был сыном протоиерея, писал церковную музыку, ратовал за развитие православной культуры, что после прихода к власти большевиков стало опасным занятием. После окончания консерватории Николай Кедров выступал на сцене оперного театра, создал свой вокальный квартет и был знаком со многими выдающимися музыкантами того времени. Решение бежать за границу он принял после того, как один из знакомых сообщил ему о том, что его имя попало в расстрельные списки.
В начале 1920-х гг. Кедровы бежали из страны. Сначала они несколько лет жили в Германии, а потом переехали в Париж. Но именно французский период стал определяющим в формировании Лили (как она стала называть себя за границей) как артистки. Там она занималась в одной из театральных школ и присоединилась к труппе бывших актеров МХТ, живших в Париже, и выступать на театральной сцене. В одном из интервью она рассказывала: «Когда мне стукнуло 12, я полюбила театр всей душой и с этих пор уже знала, что я хочу в этой жизни. И хотя мои родители готовили меня к музыкальной карьере, они разрешили мне поступить в труппу артистов Художественного театра, которая играла в Париже. Я присоединилась к ним в 14 лет и три года играла по системе Станиславского».
Ее отец во Франции возродил свой легендарный «Квартет Кедрова», с которым в 1908-1915 гг. гастролировал по всей Европе. В нем участвовал и брат Лили Николай, а его сын впоследствии пошел по стопам прадеда и стал протодиаконом собора Парижской Богоматери. Родители Лили мечтали о том, чтобы дочь продолжила их музыкальную династию, но она еще в юности решила стать артисткой. Переубедить ее было сложно, Лиля с детства отличалась строптивым характером. Говорят, в юности она однажды ушла из дома с бродячим цирком, и чтобы вернуть ее домой, родителям пришлось обращаться в полицию. Стоять на своем и добиваться желаемого Кедрова умела всегда. В те годы в Париже ставили в «Русском театре» пьесу Владимира Набокова, и он писал о Лиле в одном из писем: «Глазастенькая актрисочка, которую называют второй Комиссаржевской, бесстыдно клянчила у меня роль». Стоит отметить, что эту роль она получила и справилась с ней отлично.
В кино Лиля Кедрова дебютировала в 1938 г. Если предположить, что она на самом деле родилась не позже 1908 г., ей было очень выгодно заявить, что ей – всего 20, ведь режиссеры могли посчитать, что в 30 начинать кинокарьеру уже поздно. Ее первой работой стала роль русской девушки Ирины во французской военной драме «Ультиматум». В дальнейшем ей часто будут предлагать подобные роли – эмигрантки часто играли за рубежом иностранок, графинь, экстравагантных тетушек, среди которых не было главных героинь. Но после дебюта в ее кинокарьере наступила пауза, затянувшаяся на 15 лет. Тем более удивительно, что после этого Лиля Кедрова добилась таких успехов.
Долгое время Лиля Кедрова была известна во Франции как любимая актриса «маленьких ролей». Но ее популярность за пределы страны не выходила. Поэтому она восприняла как подарок судьбы предложение греческого кинорежиссера Михалиса Какоянниса сыграть роль мадам Гортензии в его фильме «Грек Зорба» по одноименному роману Никоса Казандзакиса. При этом по-английски актриса почти не говорила. Говорят, когда она приехала на остров Крит, где проходили съемки, она притворилась больной и за несколько дней попросту заучила все фразы своей героини.
В 1964 г. этот фильм получил сразу 7 номинаций на «Оскар», в 3-х из которых одержал победу. Лиля Кедрова получила престижную кинопремию в номинации «Лучшая актриса второго плана», став единственной актрисой русского происхождения, обладающей «Оскаром». Даже по официальной версии, ей на тот момент было уже 46 лет. После этого она очень много снималась вплоть до 1993 г., во Франции, Канаде, США, Великобритании, Италии, работала с Альфредом Хичкоком и Романом Полански. С 1938 по 1993 гг. она снялась более чем в 60 европейских и голливудских фильмах и сериалах. Лиля Кедрова стала обладательницей множества престижных театральных и кинопремий, среди которых были «Тони» и «Золотая маска».
Ее история была уникальной не только потому, что всемирная слава пришла к ней только после 45 лет. Свое личное счастье она обрела тоже только после 50. В юности у нее был роман с актером-эмигрантом Григорием Хмарой, с которым они выступали на одной сцене. Замуж она впервые официально вышла только в 1948 г. за французского режиссера Пьера Вальде, но этот брак не был счастливым и долго не продлился. А настоящую любовь она встретила в 1968 г. в Лондоне. Канадский оперный режиссер и импресарио Ричард Говард увидел ее на сцене в «Вишневом саде» и потерял от нее голову. Они поженились и счастливо прожили вместе всю оставшуюся жизнь.
Только в последние 7 лет жизни актриса вынуждена была отказаться от съемок и выступлений в театре из-за проблем со здоровьем – она страдала от сердечной недостаточности и болезни Альцгеймера. 16 февраля 2000 г. Лиля Кедрова ушла из жизни после перенесенной пневмонии.
До сих пор продолжаются споры о том, можно ли назвать Лилю Кедрову русской актрисой, ведь она уехала из России совсем юной, сформировалась как актриса во Франции, а много снималась в Канаде. Поэтому в разных источниках ее называют и русской, и французской, и канадской актрисой.