50 лет назад Москве удалось провести эффектную операцию по вводу агентуры влияния, когда 25 апреля 1967 года на первой странице газеты New Orleans States-Item появилась статья под заголовком «Растущее количество улик указывает на участие ЦРУ в «заговоре»». Позже эта история легла в основу голливудского блокбастера Оливера Стоуна, в котором раскрывалась версия о причастности ЦРУ к убийству Джона Кеннеди.
Каждый американец знает историю о том, как окружной прокурор Джим Гаррисон запустил повторное расследование убийства Джона Кеннеди. 1 марта 1967 года он арестовал Клея Шоу, уважаемого бизнесмена, и предъявил ему обвинение в причастности к убийству президента. Шоу оказался всего лишь жертвой необоснованного обвинения, а ошибка правосудия, которая длилась целых два года, привела к огромным и, вероятно, недооцененным последствиям для политической культуры США.
О том, почему Гаррисон приказал арестовать Клея Шоу, можно написать целую книгу. Если коротко, теория Гаррисона строилась на том, что убийство Кеннеди на самом деле было «гомосексуальным убийством ради удовольствия». С точки зрения следствия, Шоу был скрытым гомосексуалистом, который иногда представлялся как Клей Бертран. «Бертран» якобы пытался найти адвоката для Ли Харви Освальда после его ареста 22 ноября 1963 года. В ходе тщательного расследования Комиссия Уоррена и ФБР пришли к выводу, что обвинение было сфабриковано ищущим известности адвокатом из Нового Орлеана Дином Эндрюсом. «Бертрана» даже не существовало.
Тем не менее, арест Шоу в 1967 году вызвал громадный медиа-скандал. Журналисты стекались в Новый Орлеан со всех концов мира, газеты пестрели заголовками, все вокруг были уверены, что Гаррисон «что-то знает». И тут на сцене появилась маленькая римская газета Paese Sera, на страницах которой 4 марта вышла история, не похожая ни на одну другую. Якобы Клей Шоу был занят «псевдокоммерческой» деятельностью в Италии, а на деле был членом совета компании Centro Mondiale Commerciale. Эта компания была «детищем ЦРУ… и была прикрытием для переводов в Италию средств ЦРУ-ФБР для осуществления незаконного политического шпионажа».
Поразительно, но история звучала правдоподобно на фоне разгоревшегося медиа-скандала. Газеты наперебой озвучивали свои версии убийства президента. Спустя три недели статья из Paese Sera попала к Гаррисону, и его теория «убийства ради удовольствия» преобразовалась в теорию причастности ЦРУ.
Гаррисон не знал, что Paese Sera принадлежала избранной группе некоммунистических периодических изданий, которые занимались распространением дезинформации. Участие газеты в политических играх Москвы подтвердилось в 1999 году, когда историк Кристофер Эндрю и бывший архивариус Василий Митрохин опубликовали историю КГБ «Меч и щит», которая стала настоящим кладезем информации о подрывной деятельности КГБ в годы холодной войны.
25 апреля в газете New Orleans States-Item была опубликована статья, в которой говорилось, что Шоу был обвинен в связи с ЦРУ «авторитетной итальянской газетой», которая была описана как «левая в своих политических убеждениях». Агентство Associated Press распространило эту статью по всей стране, и история была перепечатана в сотнях газет США, спровоцировав волну обвинений одно сенсационнее другого.
Сбылась давняя мечта КГБ: выбранное должностное лицо подтвердило все то, что Москва уже много лет говорила о коррупционной политической системе и военной промышленности США. В течение нескольких месяцев Гаррисон утверждал, что ЦРУ причастно к убийству президента Кеннеди и что американская демократия – это всего лишь иллюзия.
Слушание по делу Клея Шоу состоялось в январе 1969 года. Спустя два года голословных заявлений и обещаний представить доказательства, которые «потрясут страну», выяснилось, что Гаррисону нечего предъявить. Посовещавшись 54 минуты, присяжные вынесли единогласный вердикт «не виновен».
В 1988 году Гаррисон опубликовал мемуары, в которых рассказывал о заговоре и Paese Sera. Когда его издатель показал копию Оливеру Стоуну, тот загорелся поставить фильм. Так на свет появился голливудский блокбастер, в центре которого оказались история итальянской газеты и противостояние Гаррисона (Кевин Костнер) и Шоу (Томми Ли Джонс). Прошло больше 25 лет со дня премьеры, а «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» по-прежнему считается одним из лучших детективов в истории кинематографа. Как сказал один историк, который восхищается Стоуном, «наверное, ни один другой фильм в истории США не оказывал такого влияния на общественное мнение».
7days.us