Налог, названный эстонским налогом на прибыль (estoński CIT), был окончательно утвержден за два месяца до начала нового года и вступил в силу с 1 января 2021 года. Его суть - малые и средние компании (с годовым оборотом до 100 млн злотых, аналог 720 млн грн) получили альтернативную модель налогообложения прибыли, предлагающую взимание налога лишь с распределяемой прибыли (пока деньги и прибыль находится внутри компании и не уходят в пользу учредителей НЕТ налога и НЕТ налоговых деклараций).
Увы, но пока (спустя месяц!) новый налоговый режим не стал популярным среди бизнеса. Называются следующие причины:
- сжатые сроки внедрения привел к срыву графика законодательных работ и не все подзаконные акты увидели свет вовремя. Для принятия решения у налогоплательщиков было чуть более месяца (до 31.01) и многие, хотя интересовались, но не захотели быть пионерами;
- еще одним камнем преткновения стали ограничение правовых форм компаний и формат из создания. Еstoński CIT могут использовать только акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, учрежденные физическими лицами. Многих смутил и непростой для понимания/выполнения нормативов прироста капитальных затрат на производство/покупку основных средств (указанная норма заставляет инвестировать часть налога, оставленного государством в распоряжении компаний): либо прирост затрат на 15% в течении двух лет, но не менее 20 тыс злотых (153,5 тыс грн), либо +33% в течение четырех лет, но не менее 50 тыс злотых (383,7 тыс грн).
Представители Министерства финансов призвали не терять оптимизма: "По мере того, как предприниматели знакомятся с новым решением, из месяца в месяц мы ожидаем неуклонного, непрерывного расширения группы налогоплательщиков, использующих estoński CIT".
Если получиться у Польши, возможно скептиков в Украине станет меньше и налог на выведенный капитал станет реальностью и в нашей стране.