Пока Москва празднует, происходящее вчера-сегодня в Украине даже кремлевские пропагандисты уже называют катастрофой. Что дальше?
Сценарий, который на наших глазах воплощается в жизнь в России, в том числе в последние дни, не оригинален - за тысячелетия разные страны и цивилизации наступали на те же грабли не раз. Сначала - под предлогами укрепления государства выстраивание комфортной для дорвавшейся до власти группировки системы управления. Ликвидация политических противников, создание пропагандистской машины, закручивание гаек. Поиск внешних врагов, мифологизация истории, возгонка "патриотизма" и милитаризация общественного сознания. Затем столь же неизбежная для такого режима война, по замыслу "стратегов" и обещаниям их обслуги - короткая и победоносная (вспоминаем пассаж Симоньян "... в горячей войне мы победим Украину за 2 дня! Че ее побеждать-то, господи? Ну Украина..."). Потом - провал блицкрига, увязание в войне, как в болоте, первые серьезные поражения, истерика "патриотов", демонстративная "хорошая мина при плохой игре" со стороны диктатора и его окружения. Что любопытно - часто так совпадает, что потерявшая связь с реальностью верхушка именно в моменты поражений на фронте умудряется устраивать дорогостоящие празднества в столице, чем как минимум расстраивает, а чаще приводит в бешенство наиболее радикальных "патриотов".
Именно эту часть сценария мы наблюдаем сейчас. В российские "патриотические" телеграм-каналы слабонервным и попытавшимся абстрагироваться от войны сегодня лучше не заглядывать. Там в поражениях в Украине винят всех от Шойгу до Путина и в качестве рецептов спасения предлагают все вплоть до "мобилизации и милитаризации экономики и промышленности, создания политического центра управления страной и войной". Особенно мне запомнилась цитата из поста, который форварднул сам Прилепин: "События на харьковском направлении с полным основанием можно назвать катастрофой.... Теперь даже слепой и глухой должен прозреть в истине, что спецоперация давно закончилась. Началась война".
То есть, когда они бомбили Киев, ровняли с землей Мариуполь и расстреливали жителей Бучи, это была спецоперация, а теперь, когда назад погнали их солдат, началась война. Если кто не понял - так в их представлении выглядит разница. Но я отвлекся. Какие варианты предлагает дальше исторический опыт? Их, разумеется, много, но вот несколько самых, на мой взгляд, вероятных.
Первый - диктатор "просыпается", поддерживает радикальных "патриотов", бросает в костер войны все, что может гореть (та самая мобилизация и милитаризация промышленности).
Второй - под давлением части окружения диктатор делает все, чтобы поскорее заключить мир и устраивает репрессии против "партии войны", не менее серьезные, чем те, которые устроил в отношении либеральной оппозиции и сторонников мира.
Третий - "патриоты" и "партия войны" подталкивают диктатора к первому варианту, но, разочаровавшись, предпринимают попытку государственного переворота с последующим превращением страны в военную диктатуру уже без всяких декораций вроде "дней города" и кинофестивалей.
Четвертый сценарий есть по сути продолжение второго - после попытки диктатора "сдать назад" его сливают свои же (только не "патриоты", а циничные прагматики, ради сохранения капиталов и жизней готовые пойти на любые обещания Западу и Украине).
Конечно, есть и пятый сценарий, о котором говорят многие, в который никто не хочет верить и который по понятным причинам никогда еще не осуществлялся в истории человечества: отчаявшийся диктатор пробует нажать на ту самую кнопку.
Повторю, сценариев больше, чем 5 и, вполне возможно, мы станем свидетелями чего-то совершенно неожиданного и непредвиденного. В одном, как мне кажется, можно не сомневаться: если станем, то не только свидетелями, но и участниками. Как бы от этой мысли ни бежали все в России, кто сегодня старался вообще не вспоминать о войне.