Тамара Макарова. В ее фильмографии – всего около 30 ролей в кино, но большая часть из них – главные. Одной из самых ярких ее работ стала роль Хозяйки Медной горы в киносказке «Каменный цветок». Хотя этот фильм получил международное признание, никому из актеров, сыгравших главные роли, не удалось воспользоваться этими привилегиями, и их творческие судьбы вряд ли можно назвать счастливыми…
Фильм-сказка «Каменный цветок» снят режиссером Александром Птушко по мотивам сказа уральского писателя Павла Бажова «Малахитовая шкатулка». Это был первый советский полнометражный фильм, снятый на многослойной цветной пленке, и цветовому решению картины режиссер уделил первостепенное внимание, о чем говорил: «Появление цветной кинематографии сопровождалось гипертрофией цвета в фильмах. Порой казалось, что зрителей с экрана осыпают вихрем цветного конфетти. Советская кинематография уже в самом начале своего обращения к цвету увидела в нем не техническое средство восприятия натуры, а средство ее художественного выражения. Из этого же исходили и мы при постановке фильма «Каменный цветок». Казалось бы, его сказочная фактура толкала художника на путь самого буйного цветовоспроизведения. Мы сознавали эту опасность и постарались преодолеть ее, подчинив использование цвета строгим художественным задачам, черпая материал для их решения в творчестве наших знаменитых мастеров – передвижников. Мы тщательно изучали приемы их живописи, старались найти в кино адекватное выражение эстетической сущности лучших передвижнических полотен».
Перед началом съемок художники Михаил Богданов и Геннадий Мясников совершили ознакомительную поездку по Уралу вместе с писателем Павлом Бажовым и сделали серию цветных эскизов: «Рубиновый грот», «Синий грот», «Хрустальный грот» и «Малахитовый грот». В очерке о творчестве художника кино Геннадия Мясникова Тамара Тарасова-Красина рассказывала о технологии работы с цветом: «Впечатление длинного пути через подземные «залы» – лазуритовый, рубиновый, малахитовый, хрустальный – было достигнуто благодаря остроумному и экономному конструктивному решению. По рисункам художников на студии изготовили четыре декорационных фрагмента, в увеличенном виде имитирующих формы кристаллов различных минералов. Комбинируя их на передвижных (установленных на тележках) арках, дополняя мелкими деталями из стекла, целлофана, станиоли, меняя освещение и цветные фильтры, удалось снять наиболее насыщенный в цветовом плане эпизод».
Костюмы, созданные Ольгой Кручининой, были действительно сказочными, и актеры в них выглядели, как персонажи картин художников-передвижников. Столь кропотливая работа не была напрасной – ее результаты по достоинству оценили и в СССР, и за рубежом. В советском прокате красочная киносказка стала лидером проката в 1946 г., ее тогда посмотрели больше 23 млн зрителей. В том же году фильм демонстрировался во Франции, Финляндии, Швеции, США, Германии. Настоящий фурор фильм произвел во Франции: на Каннском кинофестивале в 1946 г. «Каменный цветок» получил Приз жюри за лучшее цветовое решение. А в 1947 г. этот фильм был удостоен Сталинской премии в области литературы и искусства.
Роль Хозяйки Медной горы досталась Тамаре Макаровой. На тот момент она уже была настоящей звездой, которую называли первой леди советского кино, ведь ее супруг, режиссер Сергей Герасимов, тогда пользовался большим авторитетом и огромным влиянием в советском кинематографе. Макарова снималась в кино с 1927 г., но настоящий успех пришел к ней после того, как она начала сниматься в фильмах своего мужа. После выхода фильма «Семеро смелых» на нее обрушилась всесоюзная слава. А признание за рубежом ей принес фильм «Каменный цветок», снятый другим режиссером. Некоторые кинокритики обращали внимание на то, что именно Александру Птушко удалось раскрыть истинную природу ее актерского дарования. Так, Петр Багров писал: «Неслучайно, что из всех послевоенных ролей Макаровой самой знаменитой стала роль Хозяйки Медной горы в «Каменном цветке». Вот здесь все было уместно: и красота, и царственность, и неприступность, и холод. Как ни странно, Александр Птушко оказался гораздо прозорливее Герасимова и поместил Тамару Федоровну в условия, более соответствующие ее характеру».
После того, как Тамара Макарова появилась на кинофестивале в Каннах, на нее обратили внимание зарубежные продюсеры, которые назвали ее русской Гретой Гарбо и самой чувственной актрисой СССР. Ей предложили сняться в голливудской экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина» в главной роли, но об этом советская актриса даже не могла мечтать – согласие поставило бы крест и на ее актерской карьере в СССР, и на режиссерской карьере ее супруга. Поэтому поработать с зарубежными режиссерами она так и не смогла.
Кто знает, как могла бы сложиться карьера Тамары Макаровой на Западе, если бы тогда она все же сыграла Анну Каренину в Голливуде! Сама актриса об этом никогда не жалела и считала, что на родине в полной мере смогла реализоваться в профессии. Однако вряд ли с ее словами можно согласиться, ведь актриса с таким творческим потенциалом и такими внешними данными наверняка могла бы сниматься намного больше.
С 1945 г. Тамара Макарова начала преподавать во ВГИКе вместе с Сергеем Герасимовым. Со временем она снималась все меньше, соглашаясь только на роли в фильмах своего мужа. В 1983 г. она сыграла жену писателя в последней работе своего мужа «Лев Толстой», а вскоре Герасимов ушел из жизни. С тех пор Тамара Макарова не появлялась на экранах и оставила преподавательскую деятельность. В 1990-х гг. она жила на скромную пенсию, много болела и почти не выходила из дома. Рядом с ней оставались только самые преданные ученики. В январе 1997 г. ее не стало.
Главная мужская роль в фильме – Данилы-мастера – досталась молодому актеру Владимиру Дружникову. За 3 года до этого его отчислили из Школы-студии МХАТ за то, что он, будучи студентом, согласился участвовать в съемках фильма «Без вины виноватые». Но актер не пожалел о своем выборе – после этого его кинокарьера пошла на взлет. В киносказке «Каменный цветок» Дружников сыграл свою первую главную роль в кино, после чего начал получать и другие предложения от режиссеров. Его тоже приглашали сниматься в Голливуде, но он вынужден был отказаться.
В конце 1940-х гг. Дружников сыграл несколько главных ролей – в фильмах «Наше сердце», «Сказание о земле Сибирской», «Константин Заслонов». 8 фильмов из числа тех, в которых снимался Дружников, становились лауреатами Сталинских премий, что было невероятным успехом. Однако в зените славы актер оставался недолго. В 1950-1960-х гг. ему предлагали преимущественно роли второго плана, а в конце 1960-х гг. новые предложения и вовсе перестали поступать. Дружников ездил с концертами по стране, читал стихи и прозу, выступал на радио, озвучивал актеров в зарубежных фильмах, участвовал в нескольких спектаклях Театра-студии киноактера. Время от времени он продолжал сниматься в кино, но от былой популярности не осталось и следа – время его героев безвозвратно ушло. Когда в феврале 1994 г. Владимира Дружникова не стало, его уход для многих остался незамеченным.
Роль невесты Данилы-мастера Кати сыграла 19-летняя студентка ВГИКа Екатерина Деревщикова, которая училась на курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Она начала сниматься в кино с 12 лет, ее творческий взлет был очень стремительным, после съемок в «Каменном цветке» режиссеры ее засыпали новыми предложениями. Но после завершения съемок ее отчислили из института и вычеркнули из списков на Сталинскую премию за роль в этом фильме.
Позже сама актриса объяснила это тем, что Тамара Макарова не смогла ей простить того, что ее муж оказывал Деревщиковой знаки внимания и не скрывал своего особенного отношения к ней. Екатерина вскоре вышла замуж и уехала с мужем в Киев, где выступала на сцене Театра русской драмы. В кино она появилась еще несколько раз, но после этого навсегда исчезла с экранов. Вернувшись в Москву, она участвовала в представлениях в библиотеках, интернатах, домах престарелых, а позже устроилась в кукольный театр. В 2006 г. Екатерина Деревщикова ушла из жизни.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/130820/47257/