Эта неделя была богата событиями и новыми смыслами. Магическими смыслами. Так, в начале недели был принят сказочный секвестр бюджета и создан фонд борьбы с коронавирусом. Сказочный, потому что само слово подразумевает, что расходы сократятся из-за того, что уменьшатся поступления. Вовсе нет. Расходы в бюджете увеличили, при том, что только плановое сокращение доходов планируется на уровне 11% - это если очень повезет.
А, ну тогда, наверное, в трудной ситуации государство решило поддержать своих граждан? Как там нам обещал президент, когда он еще не был президентом, а был простым клоуном – сильные будут заботиться и хуже не будет? Тоже нет. На 93% будут отменены компенсаций расходов на государственные программы социальной защиты населения и на 17% урезаны жилищные субсидии. Ну и подарок местному самоуправлению – отменены субвенции и обрезано финансирование фонда регионального развития. Держитесь, мэрчики-умники.
Но главная магия новой версии бюджета в том, что заложенный в нем дефицит – около 300 млрд грн. И возникнуть они могут только благодаря чуду. Украина получит финансирование МВФ в 10 млрд. долларов. Или запустит печатный станок и не заплатит долги, объявит дефолт. И бюджет с таким дефицитом принимают не только до решения МВФ, но даже до выполнения условий выделения финансирования – принятия "антиколомойского" закона.
Как же он будет выполняться с учетом падения поступлений? НБУ досрочно переведет прибыль за прошлый год – 43 млрд грн. Укрэксимбанк получил рефинансирование на 20 млрд грн. Можно скупить ОВГЗ у Минфина, если уж совсем плохо – правда, может стать еще хуже. Ну и продолжаем проедать 3 млрд долларов, выигранных Нафтогазом у Газпрома – НАК заплатит налоги, а потом еще и дивиденды. А дальше? А дальше только МВФ.
Власть это понимает, и понимает также, что получение внешнего финансирования является условием ее выживания. Неделя показала, что сантехник Зеленского Ермак медленно продвигает Раду к принятию "антиколомойского" закона. Привлекая для этого ОПЗЖ, именно с ее помощью были проголосованы изменения в регламент. Если партия Медведчука-Фирташа открывает дорогу для прозападного закона и финансирования, значит, взамен она получает что-то не менее ценное. Очень похоже, что это защита от спама и некий договорняк с Ермаком по протаскиванию законов по «реинтеграции Донбасса». ЕС и Голос не смогли внятно передать и защитить свою позицию, а Ермак доказал, что блеф, решалово и торг – это не экшн и не развлечение, а способ управления государством президента Зеленского. Так сказать, суровые будни.
Можно было бы даже поаплодировать продюсеру за ловкость («Сема, вы интриган!». «Да, но кто это ценит?!»), если бы своими действиями он не легитимизировал и не включал в процесс принятия государственных решений пропутинских отморозков, которым, кстати, сам шеф Ермака (мы имеем в виду формальный) обещал громкий и печальный конец.
Вообще, такое впечатление, что на этой неделе кто-то сдвинул камень склепа, где лежала Партия регионов, и оттуда выбежала стая полуистлевших скелетов и заплясала вокруг украинского политического костра. Напевая одноклеточный малороссийский нарративчик о «преступлениях Майдана», «мире с Россией» и крепких хозяйственниках.
Эта неделя стала периодом неожиданного усиления Портнова. До этого он был мифологическим существом, жившим в Телеграме и программах Влащенко. Ненавидевшим Майдан, Стерненко и Порошенко. Его попытки выйти в реальный мир заканчивались фиаско, как в университете Шевченко, откуда восстановившийся там Портнов был уволен после протестов студентов. Также неудачей закончилась кампания «Портнова – в генпрокуроры».
Правоохранители, конечно, испытывают к Портнову иррациональный страх. Как дети в разных культурах боятся Эль Кукуй, Бугимена или Бабая. Прокуроры думали, что придет Портнов, сделает им а-та-та, а потом съест. И Портнов даже писал прокурору Божко, который вел дело Портнова, в Вотсап, что он таки да, придет и сделает. И все как-то забыли, что даже и при Януковиче он много чего не мог – например, совладать с вертикалью самых прибыльных хозсудов Татькова и Емельянова. А потом быстрее всех улепетывал на двух Рейндж Роверах в Россию.
На этой неделе луганскому Эль Кукую решили принести жертву – подозрение Черновол, чтобы он поменьше бесновался в своем Телеграм, не ругал Генпрокурора, не требовал подозрений Стерненко и Порошенко. Ход был хороший: Черновол поливала и Портнова, и ГБР и Венедиктову. «Так они меня все-таки боятся!», - воспрял духом Портнов и начал атаковать Венедиктову с удвоенной силой, перейдя к прямым угрозам о том, что он будет ее документировать и разоблачать. А тут и ГБР заговорило голосом Портнова, выдвинув версию, что, оказывается, убийства на Майдане начались после и из-за того, что Черновол подожгла офис Партии регионов.
Было устроено фрик-шоу с портновским судьей Вовком, который избрал меру пресечения Черновол – домашний арест. Неделя прошла под знаком противостояния Портнова с одной стороны и Авакова с осколками «Народного фронта» и Порошенко с «ЕС» - с другой. Аваков обрушился на первого замглавы ГБР Бабикова, экс-адвоката Януковича, но почему-то проигнорировал и.о. главы ГБР Соколова. И, собственно, Портнова. Который наоборот, если использовать его лексику, повозил мокрой тряпкой за недостаточную ретивость по лицам Соколова и Венедиктовой.
После чего та заявила, что подозрение Порошенко «будет в ближайшее время». А потом произошло еще более чудесное событие – СБУ закрыло дело по угрозам Портнова прокурору Божко, которому всего лишь обещали сексуальное насилие в связи с проводимым расследованием. Вот так на этой неделе и оказалось, что Портнов управляет украинскими правоохранительными органами и судами через телеграм-канал. Кроме МВД. Но МВД Портнов уважает, и просит перевести туда расследование по Стерненко. И это очень няшно. Стерненко как точка согласия Портнова и Авакова.
Ну и еще один итог недели, который пока никто не рассматривает как мощный политический фактор, а зря. Коронавирус тоже долгое время не рассматривался в таком контексте.
Очень похоже, что апокалипсис, который начался под когда-то самым зеленым, а теперь самым грязным городом мира – это только начало. Песчаные бури в Киеве и пригородах – аномалия и очень грозный предвестник. Зима была без снега, прогнозируют сухой остаток весны и лето, очень вероятна засуха, и повторение бедствия, аналогичного тому, что происходило в Австралии. Наш президент уже потушил пожар дождем, и рассказал всем, что угрозы нет и очаги ликвидированы. Но опять загорелось, и пока президент еще не собрал достаточно сил, чтобы вызвать дождь повторно.
И, оказывается, что ГСЧС к таким вызовам не готова. Есть только мужество пожарных, всего остального не хватает. И как-то пока никем почти не вспоминается, что ГСЧС с 2014 года стало частью МВД. Но почему-то все силы, в частности, Нацгвардия – не бросаются на тушение пожаров. Все бросается на коронавирус. Может пора обратить внимание на, как минимум, подчеркнем, как минимум, не менее важную проблему? Хотя бы для того, чтобы потом не быть персонально ответственным за национальное бедствие?
Впрочем, наш президент дает министру убедительный мастер-класс, показывая, что даже если пойдет огненный дождь с неба, можно ходить по головам задыхающихся избирателей, посыпать их лепестками роз и поливать сиропом. И они будут слизывать этот сироп с ног мессии. Зеленский у Шустера. Нет никакого пожара. Несмотря на то, что здание студии в дыму, ведущий об этом не вспоминает. Нет и всё. Нет Ермака с братом. Нет Черновол. Нет Портнова. И Коломойского тоже – нет. Есть только самолеты с масками, которые бороздят просторы Офиса президента и спасают украинцев.
Выход Зе у Шустера показал, что креативные ребята по-прежнему красавцы. Любой мало-мальски позитивный шаг, даже если он еще не сделан, а только готовится – это Зеленский. Он за кредит МВФ, он за борьбу с коронавирусом, он за кредиты для бизнеса заробитчан – ипотечные, но не надо придираться. А негативного нет вообще! Все-таки есть? Гм, ну это правительство, Рада, местная власть, тупые обыватели, бегущие из обсервации, но не Он! «Слуга народа» - это, оказывается, уже не Зеленский. Это корабль, которому он дал ветер, весла и горячие сердца. Вы утонули? Очень прискорбно, ребята, говорит капитан, садясь на скутер и уезжая в закат по волнам хайпа, - очень прискорбно. Теперь надо заново придумать некий смысл бытия, и мы придумаем.
Уже неоднократно писали, что каждый выход Зеленского в люди – это еще одна серия его сериала. Нет никакой коммуникации с обществом, нет ответов на вопросы. Есть только экран и изображение. И программа, а точнее постановка, у Шустера, который не задал Зеленскому ни одного острого вопроса, еще раз показала, что работает это только благодаря сговору власти и владельцев главных телеканалов. Напоминая в очередной раз, откуда взялся Зеленский и почему страной управляют с помощью телепроекции.