Китай активизировал усилия по борьбе с оттоком капитала в конце 2016 года, когда юань готовился закончить год крупнейшим падением более чем за двадцать лет. Меры, ограничивавшие зарубежные приобретения и приводившие к срыву сделок, стали объектом критики.
Чтобы предотвратить отток капитала, Китай предлагает России продать так называемые панда-облигации, или бумаги в юанях, которые размещаются на внутреннем рынке КНР. Но для России этот вариант размещения не работает, сказал Вышковский.
“Средства должны гарантированно поступить в бюджет, – отметил он. - Привлеченные средства можно вывести из Китая только при специальном разрешении, но автоматического вывода не предполагается. Для России как суверенного заемщика это неприемлемо”.
Вопросы целесообразности и ценовых преимуществ никогда не были решающими при изучении вопроса о займе в юанях. Большая часть суверенного долга России номинирована в рублях, около четверти – в долларах, и есть всего один выпуск в евро, свидетельствуют данные в терминале Блумберг. В апреле прошлого года Венгрия первой из стран Восточной Европы разместила облигации “дим-сам” на 1 миллиард юаней ($145 миллионов).
России нужно заплатить на “десятки базисных пунктов” больше, чем в долларах, чтобы ее облигации в юанях были привлекательны для инвесторов, говорил Вышковский.
Три года санкций закалили Россию, которая научилась полагаться на собственную финансовую инфраструктуру для привлечения средств. Правительство планирует в этом году разместить евробонды на $7 миллиардов по сравнению с $3 миллиардами в прошлом году.