В Конституции Украины с предложенными Верховной Радой изменениями имеется ряд "подводных камней". О них в комментарии "Обозревателю" рассказал председатель Совета Лаборатории законодательных инициатив Игорь Когут.
Наибольший такой "камень" - тема особого статуса Донбасса. "Сегодня наиболее тревожная ситуация сложилась вокруг пункта Переходных положений о специальном законодательстве об особенностях осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донбасса", - сказал он. В этом контексте Когут обратил внимание на два аспекта, а именно: "Чтобы снять эту норму, нужно менять саму Конституцию", а также тот факт, что норма об особом статусе может работать только в условиях прекращения боевых действий.
Говоря о других "подводных камнях", Когут обратил внимание на статью 144 Основного Закона, в которой говорится о праве президента приостанавливать решения и распускать местные органы самоуправления. "Здесь есть недостатки сугубо технического характера, которые остались от старой редакции. Это очень удивило, потому что я лично ожидал, что этот вопрос будет каким-то образом скорректирован", - признался Когут.
Как пояснил эксперт, в этой статье говорится от "предохранителях" от федерализации. "Когда президент имеет право реагировать на решения, акты органов местного самоуправления, если они принимают решения, противоречащие Конституции? Мы надеялись, что будет такая расшифровка: "в сфере территориальной целостности, государственного суверенитета и национальной безопасности". А по тексту все идет через запятую и ставится в один ряд: "Конституция Украины, территориальная целостность, государственный суверенитет". Можно сделать вывод: и Конституция, и территориальная целостность, и государственный суверенитет", - заметил Когут.
"Это существенно расширяет право президента, хотя частично нивелирует полномочия префекта", - сказал он.
Вместе с тем, оценивая изменения в Конституцию в целом, эксперт сказал: "Если бы не эта катавасия с темой особого статуса, эта Конституция была бы очень серьезным шагом в направлении реальной реформы децентрализации".