Еще в 1980 году бывший чревовещатель и продавец автомобилей по имени Деннис Хоуп пережил развод и потерял работу. И вот однажды, пока он был за рулем, мучительно раздумывая, как ему увеличить свой доход, он посмотрел в окно машины, увидел Луну и подумал: «Сколько там всего».
Покопавшись в архивах библиотеки колледжа, Хоуп обнаружил Договор о космосе 1967 года, в котором десятки стран, в том числе Соединенные Штаты, изложили основные правовые руководящие принципы работы с небесными телами. Хоуп увидел лазейку: договор гласит, что ни одна страна не может претендовать на суверенитет над Луной, но в нем не говорится, что этого не могут сделать отдельные лица.
Хоуп послал записку в Организацию Объединенных Наций, предъявив свои претензии на Луну, а также на другие планеты и луны в Солнечной системе, и засучил рукава. С тех пор Хоуп заработал состояние, продавая участки на Луне и других небесных телах. На данный момент он заработал около 12 миллионов долларов. Лунный акр стоит $24,99. Весь Плутон идет за 250 000 долларов - выгодная сделка, но вот как до него добраться?
Если вам не верится, что один человек в Рио-Виста, штат Калифорния, является единственным владельцем Луны, вы не одиноки – большинство экспертов того же мнения. Шуточная карьера Хоупа свидетельствует о том, что юридический вакуум вокруг недвижимости не сводится только к нашей планете. И пока люди готовятся к возвращению на Луну, а дюжина стран и частных фирм присматриваются к лунной поверхности, надеясь провернуть на ней всевозможные дела, от добычи ископаемых до научных исследований, ожидается, что споры по поводу имущества станут еще более запутанными.
Космические юристы оспаривают существование лазейки Хоупа, и США никогда не признавали его притязаний. (Хоупа это не смущает: «Я не спрашивал их разрешения. Я просто информировал их о том, что делал»).
Но он прав: основной правовой базой, регулирующей космос, остается тот самый 52-летний договор, заключенный в то время, когда компьютеры были размером со школьные автобусы. Сегодня, когда космос становится объектом коммерческого интереса, возникает все больше вопросов о том, достаточно ли его для урегулирования всех вопросов.
Пакт 1967 года, подписанный за два года до высадки американцев на Луну, является идеалистическим документом, который фактически исключает возможность того, что страна может «владеть» территорией в космосе, даже если ей удастся установить там флаг. В договоре также указано, что народы Земли могут использовать Луну и другие небесные тела только в мирных целях, запрещая создание военных баз на этих объектах и размещение оружия массового уничтожения в космосе.
Но относительно простая структура договора, состоящего из 2200 слов, оставляет без ответа многие набирающие актуальность вопросы о том, как люди, компании и страны могут работать в космосе. Сюда входят вопросы о приобретении и использовании найденных там ресурсов, от воды до газов и полезных ископаемых. Эти вопросы могли показаться чем-то из области фантастики для дипломатов, которые обсуждали условия в 60-х. Какие страны возьмутся за дело первыми, а какие последуют за ними? Какие виды военной техники и виды деятельности разрешены? Кто будет устанавливать правила и разрешать споры? И надуманный, но все же интригующий вопрос: что, если мы встретим инопланетян с собственными идеями и обычаями?
По мере приближения даты вероятного возвращения человека на Луну, специалисты космической отрасли говорят, что эти вопросы становятся все более актуальными, и некоторые начали настаивать на расширении договора или его переосмыслении. Существует и другой повод для беспокойства – ответ может лежать в преимуществе первопроходца, и тот, кто достигнет этих необследованных миров первым, задаст правила на десятилетия, поколения, даже столетия вперед - и, возможно, даже осуществит захват ресурсов в галактических масштабах.
Действует ли правило «Кто нашел – тот и хозяин» в космосе?
Прошлым летом, после продлившегося 3,5 года полета, японский космический корабль «Хаябуса-2» достиг астероида Рюгу. Затем он проделал несколько отверстий в его поверхности с помощью взрывчатки, пытаясь изъять часть детрита и доставить его на Землю. НАСА выполняет аналогичную миссию: образцы астероида Бенну, как ожидается, прибудут на Землю к 2023 году. Обе миссии находятся под пристальным вниманием таких компаний, как Asteroid Mining Corp., британской фирмы, в чьем названии излагаются ее намерения.
Астероиды содержат воду и другие материалы, которые могут помочь поддерживать жизнь и потенциально служить топливом для космического корабля за пределами Земли. Как минимум, существует 15 000 «околоземных» астероидов. По некоторым оценкам, эти астероиды несут приблизительно 2 триллиона тонн воды. По сути, они могут быть потенциальными автозаправочными станциями или мини-маркетами для космических путешественников. (Корпорация Asteroid Mining Corp. даже предвещает новую промышленную революцию, которая перенесет «как можно больше загрязняющих отраслей из хрупкой биосферы Земли в космос». Другая фирма, Shackleton Energy, хочет добывать воду из полюса Луны и доставлять ее на заправочные станции на орбите Земли. «Мы стремимся однажды стать простой и скучной космической коммунальной компанией», - говорят ее представители.
Благодаря американскому «Закону о конкурентоспособности запуска коммерческих космических объектов» 2015 года, если какая-то из этих компаний достигнет небесного тела, с найденным материалом они могут делать все, что хотят. Хотя Договор по космосу 1967 года запрещает провозглашение суверенитета над небесными объектами, на Западе он в значительной степени открыто трактуется в отношении того, что можно сделать с имеющимися там ресурсами. Закон 2015 года стал находкой для частных американских компаний, присматривающихся к Луне или другим космическим объектам. Люксембург принял аналогичный закон, подарок многим европейским космическим фирмам, надеявшимся на юридическое обоснование своей работы.
Ключ к успеху, тем не менее, в значительной степени согласуется с высказыванием: «Владение - это 9/10 закона» - по крайней мере, с западной точки зрения. Тот, кто пришел первым, делает все, что хочет. Деннис Хоуп, например, не может владеть Луной только потому, что он так говорит. Но если он - или его механический посланник – доберется до нее первым и начинает исследовать ее поверхность, он может забрать себе найденные там ресурсы.