Роли каждой из этих трёх актрис были даже не второстепенными – эпизодическими. Они появлялись на экране на короткое время, и навсегда оставались в памяти зрителей. Невозможно себе представить фильм «Белое солнце пустыни» без удивительного образа незабвенной Катерины Матвеевны, «Джентльменов удачи» без мамы заведующего детским садом или «Двенадцать стульев» без Фимочки Собак.
Екатерина Мазурова
У неё не было актёрского образования, зато был самобытный талант и желание играть. Она начинала свою творческую деятельность в роли заведующей рабочим клубом, а потом играла на сцене Шуйского театра, в театрах в Ярославле и Иваново, выступала перед бойцами на фронте после отказа эвакуироваться из Москвы в годы войны. 20 лет проработала в Театре на Таганке. Она могла бы играть и дальше, если бы не два инфаркта, значительно подкосившие здоровье Екатерины Яковлевны. Уйдя со сцены в 1953 году, не смогла долго сидеть, сложа руки и на приглашение сняться в кино, посомневавшись, ответила согласием.
Снималась довольно много, но роли были, в основном, эпизодическими. Однако актёрский талант Екатерины Мазуровой проявлялся в них в полной мере. Она неподражаемо сыграла бабушку Кости Иночкина в дебютной картине Элема Климова «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён», маму заведующего детским садом в «Джентльменах удачи», жену Ивана Савича в «Дело было в Пенькове» и ещё множество колоритных персонажей. При этом актриса никогда не жаловалась на то, что её не зовут на роли королев или аристократок.
В 1970-е годы она увлеклась музейным делом и стала всё своё время отдавать ему. Помогала в создании краеведческого музея, а после почти всю свою богатейшую коллекцию отдала ему. Любовь к антиквариату Екатерина Яковлевна унаследовала, видимо, от отца. Сама с 1930-х годов собирала антиквариат. Казалось, у неё был внутренний дар, позволявший на глаз отличать копию от подделки.
До конца жизни она оказывала помощь Шуйскому литературно-краеведческому музею, передав ему в дар больше тысячи экспонатов. При этом никогда в жизни ничего не просила для себя лично. И смогла остаться нужной и востребованной даже отойдя от всех дел в середине 1980-х. Скончалась в октябре 1995 года в Москве.
Галина Лучай
Она снялась в кино один-единственный раз, в роли той самой Катерины Матвеевны, которая сделала образ товарища Сухова в «Белом солнце пустыни» столь живым и притягательным. Она в жизни совсем не была похожа на свою героиню, даже пышнотелость её была результатом работы костюмеров. Чтобы придать красавице округлые формы, приходилось пришивать к костюмам специальные накладки.
Однако Галину Лучай, скромную красавицу, режиссеры заметили. Но на все их предложения она отвечала отказом. У неё уже была любимая работа. Она много лет работала журналистом, позже – редактором, сценаристом и ведущей на телевидении. Сняла фильм об Андрее Тарковском по собственному сценарию, где сыграла саму себя: журналистку, которая брала интервью.
Но интересы Галины Лучай не ограничивались лишь телевидением. Уже в 1990-е годы она резко меняет сферу профессиональных интересов. Больше она не работает в телевизионной журналистике, а занимается дизайном. А несколько лет спустя, после получения второго высшего образования, становится юристом, работала в Конституционном суде.
В 2001 Галина Лучай ушла из жизни, не сумев победить онкологическое заболевание.
Вера Ивлева
Печально сложилась судьба Веры Ивлевой, сыгравшей Фимочку в «Двенадцати стульях» у Захарова. До этого актриса уже снималась в кино, работала в театре. Когда первый муж Дмитрий Ивлев потребовал от нее оставить «лицедейство», она оставила его. Когда гражданский муж Наум Маркзицер решил уехать в Америку, она снова выбрала работу на родине.
Знакомство актрисы с Яковом Левитаном оказалось для неё роковым. Яков оказался очень пьющим человеком и жизнь с ним стала просто невыносимой. А ролей в театре ей давно уже не предлагали, сказывался возраст.
Она не могла существовать вне профессии, а потому жила будто автоматически, ничего не видя и не слыша вокруг. Из-за этого несколько раз попадала в ДТП. В январе 1999 года актриса пошла на Рождественскую службу и больше не вернулась. Её тело было найдено лишь весной, когда сошел снег. Она погибла под колёсами автомобиля, а после была спрятана в лесу.
Ольга Викланд
В её творческой биографии было несколько главных ролей в кино, множество – в театре и несколько удивительно ярких эпизодических ролей. Ольга Викланд обладала столь могучим талантом, что могла из крохотной роди создать настоящий шедевр. Стоит вспомнить только её колоритную Атаманшу в сказке «Снежная королева».
Она прожила яркую жизнь, принимала самое активное участие в становлении Театра имени Пушкина, где проработала много лет. Она ушла из театра после смены руководства, когда режиссёр предложит играть оскорбительные для неё роли.
Ольга Викланд в конце жизни сломала шейку бедра. Она понимала, что в её возрасте подобная травма уже не заживет и ей придется провести остаток дней, прикованной к кровати. Она не желала становиться обузой для близких и просто отказалась принимать еду и питье. Умерла в 1995 году в больнице.
Ирина Мурзаева
Актрису полюбили и запомнили с момента выхода на экраны фильма «Сердца четырёх», где она сыграла маникюршу. После в её фильмографии было много ярких, запоминающихся работ. Практически все роли были второго плана, а большинство и просто эпизодическими, но это не помешало актрисе стать знаменитостью.
Она служила в театре, много снималась, уже в зрелом возрасте стала одной из самых узнаваемых актрис благодаря съемкам в киножурнале «Ералаш». При этом Ирина Всеволодовна была столь открытым и добрым человеком, что к ней тянулись люди всех возрастов. Каждому хотелось получить хоть капельку тепла этой удивительной актрисы.
Скончалась Ирина Мурзаева в начале января 1988 года.
Их не считали красавицами, но обаяния им было не занимать, им не доставались главные роли, но они сумели заслужить всесоюзную славу. Их называли королевами эпизода – появляясь на экранах всего на несколько минут, они иногда затмевали главных героинь и тут же запоминались зрителям. Но почти все они чувствовали себя несчастными из-за того, что режиссеры не давали им возможности реализовать свой творческий потенциал в полной мере. И нередко это приводило к трагедиям.