На этой неделе на фоне сотрясений и потрясений, связанных отставкой Богдана, приходом Ермака с Патрушевым и поздравлением Зеленским Путина с Днем Святого Валентина, малозамеченным остался другой не менее показательный и печальный, а для 54 (пока ещё 54) украинцев, находящихся в зараженном китайском Ухане, драматический факт. Власть показала полную несостоятельность в вопросе эвакуации граждан из Уханя, где полыхает эпидемия коронавируса. Выяснилось, что верхи в лице Зеленского уже просто не хотят. Не знают и не желают знать. А низы в лице Гончарука – не могут. Потому что они действительно все "уханьдокали". И экономику, которая в четвёртом квартале прошлого года замедлилась до немыслимых 1,5%, и госуправление. Не могут эвакуировать полсотни людей, но зато собираются проводить Олимпиаду. В принципе, это все, что нужно знать об этих людях.
ВОЗ признала коронавирус угрозой №1 в мире. Заболевших – около 64 тыс; выздоровевших – около 7 тыс; умерших – 1 382 человека, в полтора раза больше, чем неделю назад. Эпидемия началась в конце декабря. Большинство стран эвакуировали своих граждан из Уханя. Это сделали даже такие страны, как Вануату, Папуа-Новая Гвинея, Бангладеш и Россия. Не говоря о США и европейских странах. А что Украина, где закончилась эпоха брехні, зубожіння і жадібності, и наступила эпоха, когда «сильные будут заботиться?». В Ухане 74 украинца, 54 из которых хотят уехать и готовы к эвакуации. Всего полсотни человек. Наверное, наш молодой сильный лидер Зе уже заботится, как обещал? Небось послал давно свой президентский борт и всех спас? Ну, да попиарился, конечно, но зато реально спас сограждан от смертельной опасности? А?
«Готова ли Украина к мировым вызовам? Например, коронавирус…», - спрашивают Зеленского в недавнем интервью. Ответ президента говорит о том, что случай наглухо безнадежный. «Сейчас то, что мы можем точно сделать быстро - это опорные больницы... За счет денег после решения арбитража от Нафтогаза у нас есть сейчас возможность быстро сделать 220 приемных отделений. У нас есть несколько программ по закупке скорых - их действительно мы покупаем много, очень много. Мы хотим увидеть, что через 4-5 лет будет уверенность, что мы не боимся никаких вирусов, у нас есть современные больницы, доступная медицина, страховая медицина. Хотим все это увидеть», - говорит президент.
Ну, молодец, не Добкин, про скорые не забыл сказать. Зеленский хочет бороться с коронавирусом опорными больницами и скорыми. На деньги, полученные от Газпрома, который мы сейчас успешно проедаем, погружаясь в экономический кризис. То есть, президент вообще не в теме – карантин, передвижные боксы для доставки пациентов, аппараты для вентиляции легких – китайская грамота. Об украинцах в Ухане даже не вспоминается. Подозреваем, что он даже не знает о них.
Может показаться, что это дно. Ну нет, не дно. Президент просто устал, у него нервные срывы, он разочарован, он мало спит. Он не может охватить все. Это не дно. Дно – это фракция президента. Депутат от «Слуги народа» Ольга Василевская-Смаглюк назвала коронавирус «маркетинговым ходом, чтобы продать побольше масок». «В нашей фракции поделились депутаты на два лагеря: одни считают, что коронавирус - это действительно угроза, а другие - что это маркетинговый ход, чтобы продать побольше масок. Я принадлежу ко второй категории, считаю, что это маркетинговый ход, но на всякий случай запаслась респираторами, купила 10 штук по 150 гривен, чтобы было», - сказала нардеп.
Таков уровень сознания людей из команды президента. Тут речь просто о когнитивной недостаточности. Это невежественные и темные люди. Хотим спросить у Саши Дубинского – а как же она работала в очистке, извините, на «1+1»? И вот это дремучее стадо украинцы сами себе выбрали из-за проклятого Порошенко. Зробили їх разом. Только их – это имелось в виду нас всех.
Но что депутаты и президент – в конце концов, у нас же есть правительство. У нас же есть Гончарук. Есть Минздрав, в конце концов. Первое заявление о коронавирусе Гончарук делает 24 января, через месяц после того, как стало известно об эпидемии. Премьер бодр и полон сил. «На сегодня никаких оснований для переживаний в Украине нет, утвержден очень четкий план действий».
Что ж это за четкий план действий? Увидеть бы хоть одним глазком. Может хотят, наконец, закрыть границу с Россией, где огромное количество китайцев, и где, как говорят врачи, регистрируют коронавирус, как ОРВИ? Нет, это даже не обсуждается. Через 6 дней прилетает самолет из китайского города Санья, на нем 158 украинцев. Как с ними поступают? Меряют температуру – и распускают по домам. Зная о том, что инкубационный период вируса – 14 дней. Гончаруку бодро вторит Скалецкая – в Украине коронавируса нет, все хорошо. Только 31 января Гончарука осеняет: Эврика! Надо оперативно разработать план (как, еще один?) и организовать эвакуацию граждан Украины с территории Китая из-за вспышки инфекции.
Китайцы согласовывают эвакуацию сразу в начале февраля, посольство договаривается с местной транспортной компанией для доставки в аэропорт, люди подписали согласие на карантин в Украине, готовы собраться за час. Но это китайцам просто. А украинское правительство планомерно, не покладая рук, тяжело работает. Вылет несколько раз откладывается. Где разместить эвакуированных, никто не понимает. Министр здравоохранения заявляет, что якобы кто-то отказывается подписывать карантин. Затем рассматривает ситуацию философски: «Задержки нет. Имеет место планомерная процедура принятия решений», - говорит министр.
А вот как оценивают ситуацию украинцы в Китае. «Наша эвакуация сначала должна была состояться в конце первой недели февраля... потом в понедельник 10 февраля. Потом в ночь с 11 на 12 февраля. Представитель Консульства нас предупредил, что мы обязательно должны подписать документ о том, что мы согласны проходить карантин на родине - иначе без него мы не сядем в самолёт. Поэтому все подписали этот документ, и госпожа Скалецкая несёт перед камерами на всю страну откровенную чушь, называя причиной задержки эвакуации то, что кто-то не подписал документ… А утром 11 февраля нам сообщают, что специальный рейс из Киева за нами не прилетит. И вот тут стало горько. До этого мы в чатах немного посмеивались над русскими, которых забрали на военных самолётах без туалета с ведром за шторкой... Но за ними хотя бы самолёт прилетел. А за нами – нет. Ещё 2 недели назад руководство нашей страны заявляло, что они полностью готовы. То и дело говорили о месте проведения карантина - сначала, что это где-то в Ровно. Потом - 2 базы в Киевской области... А вчера чиновники заявили, что у них нет места для карантина... Что, правда?! Я всегда гордилась тем, что я - украинка. В Китае я всем говорю, что я - из Украины, из европейской страны. А по факту... маємо те, що маємо. Но уже так надоело быть первыми... с конца», - пишет Ирина Чуйко.
А в Украине, тем времен, не могут принять решение – а куда помещать эвакуированных? В США – это военные базы. Во Франции – в отели. У нас – в санаторий «Пролисок» под Обуховом. Местные власти против, Обуховский райсовет принимает решение об отказе принимать эвакуированных. Сам санаторий, заметим – частный, тоже против. В санатории нет своей канализации, все сливается в соседний, и оттуда в Днепр. А что делать? Больше Минздрав и весь Кабмин не может придумать, куда деть 50 человек на две недели, хотя выделено на это 11 млн грн. Хоть бери да сажай их всех в Лукьяновское СИЗО на две недели. Правда, тогда выйти могут без коронавируса, но с туберкулёзом. И вот, наконец, 14 февраля Гончарук заверяет, что найдены «3-4 объекта, где разместят эвакуированных».
Может сложиться впечатление, что в Кабмине специально тянут резину, чтобы люди в Ухане, наконец, заразились спокойно и остались в «этом гребаном Китае». Но нет, нет у наших молодых прогрессивных государственных менеджеров такой кровожадности – это просто некомпетентность, глупость, безразличие. Это системный развал. Который при Зеленском, этом, как кому-то казалось и кем-то ожидалось, прогрессивном руководителе, новаторе, реформаторе и т.д. и т.п, начал как-то совсем системно разваливаться.
До Зеленского все работало не ахти. Но как-то работало. Вспомним эвакуацию пострадавших от землетрясения в Непале в 2015. Самолет прилетел на четвёртый день, несколько раз ломался, вылеты откладывались, Шкиряк лежал на взлетной полосе. Все смеялись. УП писала, что операция провалена. Хотим у УП спросить – а как сейчас? Тогда была провалена с прилетевшим на 4 день самолетом, а сейчас с неприлетевшим на 26 день – она какая? И будет ли репортаж? И готов ли кто-то из Зе-команды взять на себя ответственность и полежать на бетонке Уханя, как смешной Шкиряк?
Есть ощущение, что как экономика работает по инерции, заданной при жадных барыгах, так и само государство. Недавно в Вите Почтовой возле магазина упал мужчина. В скорую звонили, но она не приехала. Мужчина пролежал полчаса и умер. Тогда в скорую позвонили еще раз и сказали, что мужчина умер. Скорая приехала. Забрала труп. У одного из журналистов «Страстей» воспалением легких заболел ребенок. Семейный врач отказалась принимать «по скорой». «А можно хотя бы приехать сделать рентген?».
«Приезжайте. Но рентген-аппарат не работает». Это частные случаи, которые иллюстрирует общую тенденцию после 9 месяцев Зеленского и почти 5 месяцев Гончарука. Государство теряет способность выполнять базовые функции уже сейчас, в спокойный период. Что будет, если вдруг наступит форс-мажор, как в Китае?
Готовы ли мы к нему? Ответ очевиден. Зато мы готовы… к Олимпиаде. Немного радости и слабоумия напоследок эксклюзивно от премьер-министра. Гончарук дает задание проработать вопрос проведения Олимпиады в Украине и Беларуси в 2032 году. Браво, Алексей. Обязательно проведем. Но только без вас, наверное.