КРЕПКИЕ ОРЕШКИ КОЛОМОЙСКОГО

КРЕПКИЕ ОРЕШКИ КОЛОМОЙСКОГО

«Это мне. Это опять тебе. Это обратно тебе. Это все время тебе. Что ты хапаешь?». Вы прослушали краткое содержание переговоров Офиса президента и парламентских фракций, поддержавших бюджет. То, что в эпоху честности и щедрости у Зеленского все продается и покупается, давно не новость.
Фишечка правления Владимира Ссаныча состоит в том, что покупается все в долг, оплачивать который будет – правильно, население. Бюджет людоедский, ну что ж – и хуже бывало в 90-х. Будут меньше и хуже вас лечить и учить, на медицину половину от потребности, учителям – мечтать о повышении зарплаты и слушать Шкарлета, а мы у вас пока еще 4 млрд грн аккуратно подрежем.
А на самое необходимое – немного поднимем. Что такое самое необходимое? Ну, например, расходы на содержание Офиса президента, которые вырастут на 39%, Офиса генпрокурора - на 46%, ГБР - на 67%. А на содержание ГФС, которая как бы должна быть ликвидирована в ходе реформы, нужно потратить на 42% больше. И это логично – потому что налогов в следующем году с украинцев планируется собрать на 18,5% больше, чем в этом. Налоговики будут больше работать, значит больше должны получить.
Что – не нравится? Вы слова «Зе-президент – слуга народа» как-то иначе понимали? Ну, можете ехать в Польшу. А если вы не верите в сумрачный гений Даниила нашего Гетманцева – извините, придется вас на Майдане дубинкой по спине немного того. Просто, чтобы донести мысль. Гетманцев – наше фискальное всё. Или верьте ему, или в Польшу. А те, кто останутся, и будут оплачивать долги, которые мы сейчас создаем. А вы им из Польши будете деньги присылать, чтобы как-то они выживали и могли оплачивать.
Долги создаем – это, конечно, грубо. На самом деле – спасаем от дефолта. Вот говорили, что с пустой казной встречаем Новый год и нечем будет зарплаты и пенсии платить, а мы вжух – и одолжили. Вот вчера, например, 50 млрд привлекли от продажи ОВГЗ. Ставка? 12%, возможно самая высокая в мире, а мы сейчас еще гривну опустим до 26 за доллар – там все 15% с учетом курсовой разницы.
Строим пирамиду, благо, мировая конъюнктура за нас, после начала вакцинации рынки ожили, в мире полно диких неприкаянных денег, ставки близки к нулю или даже отрицательные, а тут – 12% под госгарантии. А нам еще и ЕС 600 млн евро выделил. То ли в обмен на ужесточение анекдотического закона об электронном декларировании, принятого Радой. То ли в обмен на проигранный арбитраж по мораторию на экспорт леса в ЕС. Да и как его не проиграть, если еще в январе тогдашний вице-премьер Кулеба заявил, что отмена моратория на экспорт леса-кругляка является стратегической целью Кабмина. Вы нам стулья из Икеи, мы вам – лес. Стратегия!
Но главное достижение – апокалипсис отменен. А точнее – отложен. Вот только к чему ведет наполнение бюджета за счет займов по таким ставкам? Ведь их 50 млрд нужно отдать 6 млрд. Зарабатывает ли Украина столько? Ответ очевиден. Это движение либо к дефолту, либо, что то же самое, к безысходной бедности, когда весь бюджет будет кредитным. А за счет чего отдавать эти дикие ставки? За счет урезания бюджетных программ. Но – пацаны из Офиса гордятся. Они порешали с фракциями, приняли бюджет, а там – мы же помним президентскую стратегию, озвученную в легендарном интервью «Гардиан» - «как-то пропетляем».
Но вот кто может гордиться куда больше офисных пацанов – так это Коломойский. Который, если Рада назначит Витренко первым вице-премьером и министром энергетики, действительно – всех переиграл. В ситуацию, когда больше половины бюджета страны, 700 млрд грн – заемные деньги, Игорь Валерьевич за последние полтора года внёс, не побоимся этого слова, огромнейшую лепту.
Было бы занятно подсчитать, скольких процентных долей ВВП стоили Украине действия Коломойского и ответное бездействие государства за эти полтора года. Отжатое Центрэнерго, открытый импорт электроэнергии из России, отказ платить за транспортировку электроэнергии и газа по действующим тарифам, подкрепленный решениями судов, махинации на аукционах и паразитирование на Энергоатоме. Необслуживаемые кредиты Приватбанка и неполученные кредиты МВФ, которые можно было привлечь еще в конце 2019. Наконец, компенсация государством налогового долга Укрнафты в 30 млрд, который возник из-за отказа Коломойского платить ренту.
И вот что в финале, какой суперприз у этой игры – арест, выдвижение подозрений, хотя бы допрос? Нет, в финале – право завести на пост вице-премьера человека, который, собственно, и разработал Коломойскому схему погашения его долгов в Укрнафте за счет государства. Для понимания – Витренко – тот самый таинственный, не попавший в кадр человек, который присутствовал на встрече Коломойского с Зеленским на Банковой 10 сентября прошлого года, и поднимал вопрос погашения долгов Укрнафты. Накануне этой встречи Коломойский активно сватал Витренко в премьеры. Сам Витренко в своих интервью отрицает очевидные вещи, касающиеся Коломойского – мол, надо еще доказать, что прокладки, на которые была выведена нефть и деньги Укрнафты, принадлежат Коломойскому, а глава правления Укрнафты Гез – «равноудален».
Впрочем, это не широко известная информация. А раскрученным брендом является образ Витренко как «победителя Газпрома» в Стокгольмском арбитраже. Разве не правильным будет такого удалого и эффективного парня назначить в правительство? Причем тут Коломойский? Тем, кто задается этим вопросом, советуем переключить фокус своего внимания на куда более интересную задачу – а в обмен на что депутаты Коломойского из Майбаха и СН поддержали бюджет – сначала в комитете, а затем в сессионном зале?
Вот Юлия Тимошенко, которая как бы в оппозиции, кричала о своей несовместимости с Зеленским, и даже звала Зеленского на корпоратив со своим пианино (привет от Чепиноги) – она в обмен на что поддержала бюджет? Один из лотов – пост главы Государственной продовольственно-зерновой корпорации, который получил ее человек. Вполне вероятно, что в случае выделения МинАПК в отдельную структуру, оно тоже отойдет в орбиту Тимошенко и ее спонсоров. Даже депутаты-мажоритарщики получили 6 млрд на округа, по 30 млн на брата, если брат проголосует. Это чистый дерибан, потому что мажоритарки уже нет, и логичней эти средства отправлять в фонд регионального развития, но его напротив – обрезают.
"Довира" наверняка получит аграрные дотации. А Игорь Валерьевич, он что же, прости господи – меценат? Даром, что ли, людоедский и электорально убийственный для депутатов бюджет поддерживает? Нет, и лот у него куда больше лотов Тимошенко и "Довиры". Первый вице-премьер – плацдарм и тренажер для захода на премьера. У Януковича, которого так настойчиво копирует в последнее время Зеленский, так было с Азаровым и Арбузовым. А когда возле Шмыгаля будет не одна, а сразу две понятных Коломойскому величины – Аваков и Витренко, вполне вероятно, премьер и сам захочет уйти.
Пост энергетического вице-премьера – врата великих возможностей. Но среди прочего – это еще и ключи к Нафтогазу. Последнему прозападному форпосту в системе власти (есть еще НАБУ, но о нем ниже). Потому что Минздравнаш, Минобразования тоже, Нацбанкнаш, взяли штурмом Офис и Коломойский. Остался второй по величине после "Большой стройки" кусок пирога. Там поддерживаемый американцами Коболев. А у нас будет Витренко. И результаты аудита, по которым Нафтогаз должен выплатить бюджету 75 млрд грн.
Очень вероятно, что гуртом – Офис, Коломойский, Тимошенко, и, опираясь на этот аудит, будут свинчивать Коболева, если, конечно, Байден по шапке не даст. Тимошенко – потому что это она еще с мая продвигала тему возврата 75 млрд в качестве альтернативы сотрудничества с МВФ. "Батькивщина" даже объявляет, что по ее настоянию будет создан спецфонд, который составят вот эти самые 75 млрд Нафтогаза и еще 8,5 млрд – якобы не потраченные деньги из ковидного фонда-2020. Но очень похоже, что это будут налоги, которые заплатит Нафтогаз и Укрнафта во время операции по прощению налогового долга Коломойского в 30 млрд.
Зеленский лично убеждает фракцию голосовать за Витренко. Фактически единственной силой, реально противодействующей назначению Витренко, является Ринат «абсолютное зло», как говорит Сергей Лещенко, Ахметов, у которого свои виды на энергетику.
И вот, накануне исторического голосования по передаче рычагов управления энергетикой Коломойскому, кто же подыгрывает Игорю Валерьевичу и наносит удары по его противнику и конкуренту? Ну, конечно же, НАБУ. Которое, – какое совпадение, – именно в это время сначала вместе с ЦПК организует заслушивание детективов по делу "Роттердам+" в профильном комитете, а затем публикует очередные пленки. Перехват телефонных переговоров а-ля Лукашенко, где «менеджер группы» (ДТЭК) общается с неким «иностранным лицом» весной этого года, и радуется назначению Буславец и.о. министра энергетики. Берлин и Варшава, Ник и Майк, все там хорошо, не хватило только фразы «Сытник – крепкий орешек».
НАБУ, которое Запад считает своим последним форпостом, выступает орудием Коломойского в борьбе с мешающим ему захватить власть в Кабмине Ахметовым. Да, такой вот перегиб и парадокс: Сытник, на сохранении которого так маниакально настаивает Запад, оказывает процессуальные услуги подследственному ФБР и одному из главных врагов Запада в Украине. Он не Витренко и Коломойскому сговор по Укрнафте не предъявляет, а пушит для Игоря Валерьевича мёртвое трехлетнее дело. И никаких табу у Сытника, в отличие от собеседниц депутата Яременко – нет. Так что, если Байден вдруг обнаружит, что украинский Кабмин контролирует Коломойский, пусть спросит, почему так произошло у, как любовно пишет «Зеркало недели» в заказном интервью, «любимца новой американской администрации». Крепкого орешка.