Глядя сегодня на то, как сотрудники ОМОН грузят в автобусы своих соотечественников, словно куски мяса, мне вспомнилась история полугодовой давности, прежде не рассказанная. Как помнят некоторые из вас, буквально на следующий после варварского захвата украинских моряков мы, "компактная группа" российских эмигрантов в Литве, 26 ноября 2018 года провели митинг у посольства России в Вильнюсе. Я там выступал одновременно в двух ролях – корреспондента Радио Свобода и организатора этой акции (нарушив "традиции журналистского жанра" в том смысле, в котором его понимает московская медиа-среда). Через 15 минут после начала мероприятия подошедший к нашей группе литовский полицейский поинтересовался у меня, подавал ли я заявку на проведение акции. В этот момент я, по сути дела, впервые за четыре года жизни в Литве столкнулся с сотрудником правоохранительных органов, причем в качестве потенциального нарушителя. Дело в том, что в спешке я совершенно не подумал о соблюдении формальностей. В те минуты, когда я писал свой пост с призывом собраться у посольства страны-агрессора, все мои мысли были обращены к пленным украинским военнослужащим. Митинг мы собрали буквально в течение нескольких часов. Пришлось признаться в забывчивости и спросить, чем я могу загладить вину перед литовским законом. В ответ двое полицейских – а их было именно двое, не больше – вежливо предложили мне зарегистрировать мероприятие... в эту же минуту, то есть уже по факту события! Они сообщили мне номер соответствующего ведомства, куда я немедленно обратился. Разговор с не менее вежливым госслужащим выглядел примерно так:
"Здравствуйте! Я забыл зарегистрировать малочисленный митинг, который происходит прямо сейчас у посольства России в Литве. Простите! Полицейские рекомендовали мне зарегистрировать мероприятие по факту. Можно?"
"Как называется мероприятие?"
"Акция протеста против агрессии России в отношении Украины"
"Так когда оно начинается?"
"Как я уже сказал, оно УЖЕ идет. Как его зарегистрировать?"
"Сколько сейчас времени?"
"15:30".
"Регистрируем начало мероприятия в 15:30, 26 ноября. Хорошего Вам дня!"
Все было именно так. Это подтвердит присутствовавший там журналист Yevgeniy Titov.
Сегодня, 12 июня, в День России, путинская охранка превращала людей в консервированную сельдь, которую запихивали в ПАЗы не первой степени комфортности. Не щадили женщин всех возрастов, не говоря уже обо всех остальных. Одна из девушек уперлась руками в дверной проем автобуса – и получила от жлоба в шлеме сильный толчок в спину, сравнимый с ударом. Так же поступали и остальными. Видно, что действовали по отработанной схеме, выученной в ходе тренировок по разгону митингов: наваливались стеной, сцеплялись, стремительно рассекали беззащитную толпу "ножевым" строем и выхватывали людей по одному – без жалости и сострадания, как будто не с этими же самыми людьми они уже завтра могут встретиться в магазинах, метро, ресторанах.
Это людоедство происходило под предлогом того, что акция оказалась несогласованной. В России все, включая митингующих, давным давно забыли то, что, за редчайшим исключением, власти просто ОБЯЗАНЫ согласовывать любой митинг. Без всяких переговоров. Без шантажа. Без ссылок на внезапный ремонт дорог. Как это происходит в Литве.
Россияне, подогретые ложными надеждами после освобождения Ивана Голунова, вдруг решили, что способны сделать больше, чем стоять в загоне с плакатами в поддержку журналиста, потому что дело не в Голунове, а в превращении страны в Судан с ядерным оружием. Жители российской столицы собрались, даже несмотря на предупреждения прагматичных журналистов, которые заблаговременно подчеркнули, что они "не занимаются активизмом" и приглашать на несогласованную акцию не готовы. "Если люди пойдут — будем освещать плотно, как положено" – написал Иван Колпаков из "Медузы".
Ну как, осветили?
Сравните кадры из Москвы, представленные сегодня "Настоящим временем" с тем, что произошло в Литве. Нет, речь сейчас не о прошлогоднем нашем мероприятии, где собралось 20 человек, включая журналистов. Я говорю о событиях января 1991 года, когда советские оккупанты, выполняющие преступный приказ Москвы в целях насильственного возвращения Литвы в состав СССР, стреляли по мирным гражданам. Тогда погибло полтора десятка человек и около тысячи были ранены. Они отстояли свое будущее: войска Кремля отступили навсегда, а Литва – через годы экономического и социального ада – вошла в Евросоюз и НАТО. Представляете, где бы сейчас была Литва, если бы 28 лет назад медийное сообщество призвало бы граждан не выходить под пули российских солдат и отмежевалось бы от общества? Впрочем, я скорее представлю, в какой изоляции оказались бы в этом случае сами журналисты. Чтобы понять это, достаточно посмотреть, как украинцы, которые тоже потеряли десятки человек на Евромайдане в 2014 году, относятся к журналистам, не готовым отстаивать интересы суверенной Украины.
Теперь посмотрите на Россию, где после освобождения одного журналиста задержали более 400 человек за поддержку в его адрес. Российские протестующие действуют так, будто не понимают, с каким бульдозером они имеют дело и как с ним бороться. Вечно отмежевывающиеся "топовые" журналисты, ведущие свои бесконечные антикоррупционные расследования, попросту дезориентировали людей. Вместо круглосуточных разъяснений по поводу того, в какой смертельный водоворот их власти ввергли страну, когда начали вторгаться на чужие территории, ведущие издания России – не считая пропагандистских – потчуют граждан какими-то второстепенными материалами о клептоманах из условного списка "Форбс". Если бы велась эта разъяснительная беседа с утра до вечера, у миллионов россиян быстро исчезли бы иллюзии в отношении властей. Они бы поняли, что после Грузии, Украины, Сирии, Солсбери, политических убийств и покушений их власти пойдут на любое насилие – просто потому, что все мосты в цивилизованный мир уже сожжены. Они бы поняли, что "разрешение" они получили только на освобождение Голунова, а не на масштабный митинг, направленный против узурпаторов.
Правильно поставить вопрос – уже отчасти решить проблему. К сожалению, российские поводыри миллениалов целенаправленно "сбивают прицел" и уводят в тень дискуссии о главном. О том, что Россия – страна-оккупант, изверг, убийца, насильник. Что ее ненавидят. Что о ней не хотят слышать. Что она – причина 14 тысяч смертей на Донбассе. Что ее самолеты бомбили место химической атаки в сирийской провинции с целью сокрытия следов преступлений режима Башара Асада. Люди, управляющие Россией, обвинили задыхавшихся от зарина сирийских подростков в том, что они, будучи "актерами", "имитировали" судороги. Вот против кого вы, москвичи, сегодня выходили протестовать. Если кто-то об этом не знал, забыл или не придал значения, то это вина журналистского сообщества, которое ради миллионных аудиторий и благополучной жизни все эти годы рассказывало о каком-то внутреннем "конфликте на Донбассе", об "ополченцах", о "министрах ДНР", о "террористах" в Алеппо.
Чего вы ждали от этих вурдалаков? Что перед вами расступятся и расстелют ковровую дорожку в Кремль? Повзрослейте, наконец, и потребуйте для начала ухода России из Украины, Грузии, Сирии. Потребуйте немедленного освобождения всех украинских пленных. Потребуйте ответа за химическую атаку в Британии. Химическую атаку, а не "инцидент", как пишут все эти ваши РБК! Вот тогда вы и увидите истинное лицо режима. Боюсь, что сегодняшнее поведение доблестных ребят из ОМОНа, которые с молодцеватым задором раскидывают сограждан по автозакам, покажется нам вежливостью в исполнении эстонской КАПО.
Я не призываю к протестам. Я призываю быть честными с собой. Оцените свои силы и решите, наконец: вы готовы бороться за истину – или только за ее безопасную видимость? Лично мой ответ был таков, что я вместе с супругой и дочерью уехал в самом начале – еще в 2015 году – и с тех пор просто жду, когда Россию разорвет на множество регионов та черная дыра, в которую она проваливается все стремительнее. Иного пути для России я – лично я, 34-летний "россиянин со стажем" – уже не вижу.
Каков бы ни был ваш собственный ответ, пусть он будет честным. Не надо рассказывать, что "сначала – социальные требования, потом – требования по деоккупации Украины, Грузии и Сирии". Это самообман. Оставьте его СМИ, которые вчера повесили у себя "Я/Мы Иван Голунов", а сегодня благоразумно призывают не заниматься "активизмом".