Вы являетесь автором резонансного материала, в котором утверждалось, что Путин, еще не будучи президентом, писал суммы откатов на бумажке. Этот материал был снят с сайта, и мы понимаем почему.
Показания Максима Фрейдзона вписываются в рамки других подобных свидетельств. С темой прошлого Владимира Путина я работаю уже несколько лет. Я встречалась в Петербурге и с другими свидетелями. Например, бывшие депутаты Ленсовета занимались расследованием деятельности Путина уже в те годы. И сумма в 10 тыс. долларов действительно звучала как такса, поскольку он занимал пост, от которого многое зависело в Петербурге. Это первый человек, который сказал это на камеру под запись. И еще, что важно, эта история подтверждается документально. Самое важное даже не взятка, этим уже никого не удивить, а то, что Путин хотел иметь доли в бизнесе. Это подтверждается другими расследованиями. Ближайший круг Путина – Тимченко, Шамалов, Уланов, Корытов – держали бизнес не для себя, а для него. Санкции США и Европы были направлены на состояние непосредственно Путина, контролируемое через его друзей. Но, к сожалению, существуют сведения, что санкции почти не причинили вреда, потому что этих людей успели предупредить и деньги были переведены в Азию.
Я читал доклад, посвященный расследованию убийства Литвиненко, и там упоминались баумановская и тамбовские группировки, которые, якобы, хотя, возможно, и фактически, в свое время сотрудничали с Путиным. Не всплывали подобные материалы у Вас?
Да, действительно, в Петербурге распространялись грустные шутки, что, например, один из комитетов мэрии был двойного подчинения – казанской мафии и тамбовской. С одной стороны, мэрия и, в частности, Путин не могли совсем избегать этих контактов, однако здесь возникает вопрос, все ли они сделали для того, чтобы пытаться расследовать деятельность этих людей? Но это вряд ли. Потому что компании, которые контролировались членами тамбовской группировки, получали преференции от Путина, я имею в виду петербургскую топливную компанию, контролируемую Владимиром Кумариным. Более того, как следовало из моих расследований и других коллег, Путин в Германии совместно с представителями тамбовской ОПГ владел акциями компании SPAG, фигурировавшей в расследованиях отмывания денег и наркотрафика. Доказательств много. Другое дело, что не было политической воли Германии, в частности Герхарда Шредера, все уходило куда-то в песок. Результатов не было, но документов много. Хотя их пытались уничтожить, когда Путин в 1998 году возглавил ФСБ, была отправлена целая команда в Петербург зачищать следы. Но масштаб этого сотрудничества столь велик, что все скрыть невозможно.
Насколько я понимаю, у Путина и его бригадиров – сейчас высокопоставленных чиновников Кремля – есть не менее серьезные подельники на Западе. Ситуация в деле продажи собственности Тимченко Торбьорну Торнквисту вроде бы подтверждает, что кое-кто на Западе играл очень нечисто. Мы понимаем, что санкции ударили по Тимченко, но, с другой стороны, видим, что буквально за день до принятия этих персональных санкций собственность крупнейшего нефтетрейдера Российской Федерации по существу оказалась в руках одного из его главных акционеров – скромного скандинавского парня со швейцарскими корнями.
Когда Путин только начинал бизнес, он использовал связи в Штази. Есть еще некий Матиас Варниг. Видимо, у них совпадали убеждения с Путиным (иронизирует, – ред.) Надо сказать, что у Тимченко возникали проблемы со шведской прокуратурой. Последнее время он жил в Швейцарии. Но как все происходило: из Петербурга он перебрался в Финляндию, потом в Швецию, потом в Швейцарию. А почему? Не потому, что ему не понравилась Швеция, просто его там допрашивали. Дело в том, что существовали непонятные транзакции Тимченко и Gunvor на какие-то офшоры. Есть подобные документы и расследование в отношении Роттенберга, бывшего тренера Путина и его же партнера. Есть даже расследование во Франции по этому деле. “Радио Свобода” и другие СМИ отправляли Путину запросы в отношении этих тем, мол, как же так, что происходит. И ответов либо не было, либо они были очень смешными, что он ни в чем не участвовал и не создавал никаких юридических лиц.
Истерика усатого ассистента Путина Пескова подтвердила, насколько все серьезно и насколько в правильном направлении начали копать. Речь идет об информационном запросе к Кремлю со стороны одной британской и одной американской газеты, в котором были очень четко прописаны вопросы о дивидендах и вхождении в тот или иной бизнес. Мы понимаем, что говорить на Совете Безопасности ООН можно долго, нудно и безрезультатно, но когда речь идет о конкретных арестах личных счетов тех или иных кремлевских ребят, я думаю, что это совсем другое.
Да, вполне правильно. Речь идет о каком-то звонке и определенном прогрессе в этих делах, потому что интерес западных СМИ к Путину возник из-за войны в Украине, в которой путинская Россия участвует.
Возможно, что убийство Литвиненко было связано даже не с его книгой “ФСБ взрывает Россию”, а с его конкретными расследованиями тех или иных мафиозных схем, бандитских группировок, связанных с Кремлем?
Я надеюсь, что расследование в Великобритании поставит точку. По моему убеждению, убийство Немцова также с этим связано. Литвиненко для них – перебежчик, и боялись не только того, что уже было опубликовано, а и того, что он может еще найти, продолжая свои расследования. Что касается Немцова, то он ведь судился с Тимченко, который до последнего времени был не согласен с тем, что он близкий друг Путина. А Немцов предъявлял в суде документальные свидетельства того, что Путин с Кабаевой и Тимченко вместе летают одним самолетом во дворец Путина на Черном море. Возможно, у Немцова даже было больше документов – например, по сращиванию спецслужб с преступностью.
Я слышал версию, что причиной убийства Немцова было то, что он мог на Западе указать конкретно на те или иные направления, которые использовались прокремлевскими бандитами в тех или иных схемах. Такая себе месть на опережение, потому что агрессия в Украине не прекращается, и впереди должны быть новые витки персональных санкций, которые бы “били” по людям из кооператива “Озеро” и другим аффилированным структурам.
Да, я тоже думаю, что могли убить не только за то, что уже было опубликовано. Боялись, что есть еще какие-то источники: у Немцова был выход на Запад и его там слушали очень внимательно. По моей информации, санкции не имели большого эффекта, потому что за несколько дней до их объявления был зафиксирован большой отток капитала из Европы в Гонконг. Это тоже банковский рай, где можно быстро открывать счета и туда переводить деньги. Есть серьезные подозрения, что активы в Европе, которые контролировали друзья Путина, – это фактически были его деньги – просто перетекли в Гонконг. Вот еще почему Путин может вести себя так уверенно: мол, санкции особого эффекта не имели. К тому же Немцов незадолго до смерти раз в неделю регулярно докладывал на радио “Свобода” и в других СМИ о том, что в Украине воюют российские регулярные части. Перечислял названия этих частей, встречался с родственниками погибших.
А не попадался Вам такой товарищ Малофеев? Звучали обвинения, что он был среди тех, кто финансировал пророссийских террористов на востоке Украины.
Этот человек действительно близок к Путину. Возможно, не в первом круге, но в 2010 году я наблюдала его непосредственно на якобы благотворительном концерте, но на самом деле это было мероприятие по отмыванию денег. Таких мероприятий было даже несколько, туда съезжался весь Голливуд: от Шерон Стоун до Жерара Депардье. За этим действительно стоят структуры Малофеева. Поэтому нельзя говорить, что он никто и звать его никак. Он, насколько я знаю, финансирует телеканал, утверждающий, что Россия и Украина – это одно и тоже, “Царьград” называется.
Да и у нас в Украине есть такие телеканалы, которые постоянно искажают действительность. Есть подозрение, что проводятся деньги и даются четкие указания менеджменту, работающему против Украины. И мы ничего не можем сделать с этим общенациональным каналом, потому что он крышуется людьми, связанными с Кремлем.
Надо хватать за руку таких людей. А что касается Малофеева, который, оказывается, знаком с Гиркиным и отдавал ему приказы, – это один из тех, кто ответственен за финансирование террористов в Украине. Просто надо понимать, что главным обвиняемым для будущего трибунала будет все-таки российский президент, потому что без его ведома такое делать невозможно. Владимир Якунин, член кооператива “Озеро”, с помощью своих православных фондов поддерживал таких людей как Аксенов и нынешняя власть в оккупированном Крыму.
Стоит вопрос и о российской железной дороге. Мы понимаем, что боеголовки, снаряды, патроны и “Грады” транспортировались не в авоськах и не на тачках – их, наверняка, везли по железной дороге, подвозя к границе с Украиной. Затем незаконно переправляли контрабандный груз оружия в самопровозглашенные пиратские республики, а потом из этого оружия уничтожалось мирное население и солдаты украинской регулярной армии. Есть ли возможность это доказать документально?
Пока что по документам мы знаем, что железной дорогой управляет не просто друг Владимира Путина, а член таких сообществ, связанных с преступностью, как кооператив “Озеро”, потому что он был очень тесно связан с тамбовской группировкой. Можно представить, на что они способны… Что касается переброски оружия в Украину, нужно искать любые свидетельства, но я не уверена, что существуют окончательные доказательства, например документы с подписью. Возможно, там все уничтожено, а потом еще и машинисты куда-то денутся, как бывает в России. Мне кажется, что, с точки зрения Путина, агрессия в Украине является очень логичной. Есть даже европейские политики, которые говорят: “Ну зачем же ему Донбасс, он же ему не нужен”. Ему действительно не нужен Донбасс – ему нужно, чтобы вся Украина сгнила. На этом держится легитимность самого Путина. В России он рассказывает, что демократия – это разруха и воровство. Как только в Грузии начались проблески демократии, началась война. Тоже самое касается Украины.