В 90-е годы психолог по имени Мартин Селигман возглавил позитивное движение в психологии, поставившее изучение человеческого счастья прямо в центр исследований и теории психологии. Он продолжил тенденцию, которая началась в 60-е годы с появлением гуманистической и экзистенциальной психологии, в которой подчеркивается важность достижения своего врожденного потенциала и создания смысла жизни, соответственно.
С тех пор были опубликованы тысячи исследований и сотни книг, посвященных благополучию и счастью, цель которых – помочь людям жить более полноценной жизнью.
Так почему же мы не стали счастливее? Почему показатели счастья остались на прежнем уровне в течение 40 с лишним лет?
Как ни странно, усилия по увеличению уровня счастья могут оказаться бесполезными, поскольку на самом деле в нас может быть заложена программа вечного недовольства.
Часть проблемы в том, что счастье не заключается в чем-то одном. Дженнифер Хехт – философ, изучающая историю счастья. В своей книге «Миф о счастье» она пишет, что все мы испытываем различные виды счастья, но они не обязательно дополняют друг друга. Некоторые виды счастья даже могут вступать в конфликт друг с другом. Другими словами, наличие слишком большого количества счастья одного вида может подорвать нашу способность быть счастливыми в чем-то ином – так что для нас невозможно одновременно обладать всеми разновидностями счастья в больших количествах.
Например, счастливая жизнь, построенная на успешной карьере и хорошем браке, требует много усилий и времени и часто требует отказа от таких гедонистических удовольствий, как вечеринки или спонтанные поездки. Это также означает, что вы не можете находиться вдали от дома слишком много времени или проводить день за днем в компании хороших друзей.
Когда удовлетворение одной сферой жизни усиливается, мы лишаемся счастья в другой ее области.
С другой стороны, есть еще проблема в понимании счастья. В качестве иллюстрации рассмотрим следующий пример. Мы все когда-то говорили: «Было бы замечательно, если бы я…» (поступил в колледж, влюбился, завел детей и т.д.). Кроме того, мы часто слышим, как пожилые люди начинают предложения фразой «Вот было замечательно, когда…».
Конечно, наше прошлое и будущее не всегда лучше настоящего. Тем не менее, мы продолжаем думать, что дело обстоит именно так.
Это стена, которой мы огораживаемся от суровой реальности. Мы всегда склонны думать о прошлом и будущем счастье. Целые религии были построены как раз на этом. Если мы говорим об Эдемском саде (когда все было прекрасно!) или об обещании непостижимого будущего счастья на небе, в Валгалле, Джанне или Вайкунтхи, вечное счастье – всегда морковка, свисающая с конца божественной палочки.
Есть доказательство того, почему наш мозг работает таким образом; большинство из нас обладают оптимистическим уклоном – то есть мы верим, что наше будущее будет лучше, чем настоящее. Когнитивные психологи также выявили понятие под названием «принцип Поллианны». Это означает, что мы обрабатываем и вспоминаем приятную информацию из прошлого чаще, чем неприятную. (Исключение – подверженные депрессии люди, которые часто зацикливаются на прошлых неудачах и разочарованиях).
Понимание невозможности удовлетворения во всех аспектах жизни может помочь вам наслаждаться настоящим счастьем.