Жизнь этого монаха не умещается в обычные рамки дат рождения и смерти. Да это и не просто жизнь, а самое настоящее житие. Как сам он дерзновенно определил ее, написав в 20-е годы XIX века, лет за двадцать до смерти, «Житие и страдание отца и монаха Авеля». Дерзость в том, что жития принадлежат святым. Так что, называя так свое жизнеописание, монах как бы приравнивал себя к святым. Первым дерзнул свое бытописание назвать житием мятежный и неистовый протопоп Аввакум. Но он сознательно шел против церковных реформ и тем самым противопоставил себя церкви.
Объединяли же опального протопопа и монаха-предсказателя твердая уверенность в своем предназначении, готовность следовать до конца по пути, определенному свыше, принимая муки и лишения. Аввакум – посылая мучителям проклятия и громовые анафемы, Авель – безропотно и терпеливо. Но оба ни на шаг, ни на слово не отступились от своих пророчеств. А за это приходится расплачиваться во все времена. Не случайно же появилось это словосочетание «житие и страдание».
Пророчества Авеля касались русской истории на огромный временной отрезок – от правления Великой Екатерины до Николая II. А возможно, и далее… По некоторым утверждениям – до самого что ни на есть конца…
В 1766 г. по указу Екатерины II в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля учреждается государственная тюрьма для “безумствующих колодников”. Ссылка применялась за различные преступления религиозного, политического и общеуголовного характера. Комендантом тюрьмы назначался настоятель монастыря. В числе первых узников было много лиц духовного звания, среди которых имя монаха Авеля стало известно широкому кругу совсем недавно.
Василий Васильев – будущий предсказатель Авель – родился в 1757 г. в деревне Акулово Тульской области. До 28 лет ни чем особым не выделялся, но внезапно Васильев бросил семью, работу и в 1785 г. принял постриг в Валаамском монастыре под именем инока Адама. Прожив в монастыре год, Адам уединился в пустыне на том же острове, где получил дар предвидения событий. Сам он объяснял это тем, что “неведомо как оказался на небе и там прочел две книги”. С тех пор с ним беседовал некий голос, который велел ему не держать своих знаний при себе, а сообщить о них “избранным”, т.е. государям.
Спустя несколько лет Васильев написал первую часть книги предсказаний. Ее содержание касалось царствования Екатерины II и оказалось настолько возмутительным, что дело дошло до Синода и самой императрицы. Шел сороковой год правления Екатерины II, а в предсказаниях было сказано, что править ей ровно 40 лет, и что корону после ее смерти получит не любимый внук Александр, а ненавистный сын Павел. Екатерина была в ярости. За предсказание Васильев был расстрижен и приговорен к смертной казни “за оскорбление высочайшей власти”, но потом смертная казнь была заменена пожизненным заключением в Шлиссельбургскую крепость.
В 1796 г., после 40 лет правления, Екатерина II скоропостижно скончалась, а на троне воцарился Павел I. Мистически настроенный и эксцентричный Павел, узнав из тайного архива матери о предсказаниях Васильева, посылает за ним. Далее начинаются странности. Во-первых, монарх тайно беседует с расстригой и узнает от него некие откровения, касающиеся судьбы Романовых. Более того, эти откровения Павел излагает письменно в виде “Письма к потомку” и помещает в архив с пометкой: “Вскрыть через 100 лет после моей смерти”. Во-вторых, Васильев не подвергается репрессиям, ему разрешено вновь постричься в монахи. В 1796 году в Александро-Невском монастыре он повторно принимает постриг под именем Авеля.
Сначала Авель живет в монастыре, затем покидает его и начинает странствовать по Руси. В конце концов, Авель возвращается на Валаам, где провидец пишет вторую часть книги предсказаний, касающуюся участи Павла и его скорой смерти. За свои предсказания Авель вновь попадает в Тайную канцелярию, и вскоре повторно был заключен в Шлиссельбургскую крепость. Менее чем через десять месяцев Павел I был убит.
Не верящий ранее в мистику Александр I освобождает Авель и ссылает на Соловки. Здесь Авель не угомонился и вскоре написал третью книгу предсказаний, касающуюся правления Александра и ближайшей судьбы России: нашествия французов и сожжения Москвы. Разгневанный император велел заточить Авеля в монастырскую тюрьму, “покуда не сбудутся его предсказания”.
После войны с Наполеоном и разорения Москвы Александр велел выпустить Авеля, дать ему паспорт, деньги и разрешил ему свободно передвигаться по России и вне пределов страны. В это время Авелю исполнилось 56 лет. Он был еще крепок телом и отправился в дальнее путешествие. Авель посетил многие уголки России, был в Царьграде (Константинополе-Стамбуле), Иерусалиме, на Афоне. Возвратившись на родину, он поселился в Троице-Сергиевой лавре.
Слава Авеля-предсказателя стала огромной, к нему постоянно приезжали вельможи и их жены, дочери с просьбой предсказать судьбу, выбрать правильно жениха и т.д. Но на подобные просьбы Авель не откликался, предпочитал уединение. В монастыре он написал две книги: “Житие и страдания монаха отца Авеля” и “Книгу бытия”, где затронул вопросы сотворения мира и человека.
Вскоре Авель покинул Троице-Сергиеву лавру и вновь начал скитаться по стране. И вновь возмутительные предсказания – о скорой кончине Александра I и предстоящем бунте дворян. Александр I не наказал Авеля за эти предсказания, но его брат Николай I, получивший от вольнодумцев прозвище “Палкин”, непорядков не терпел. По повелению Николая I указом. Св. Синода от 27 августа 1826 г., Авель взят под стражу и заключен для смирения в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Скончался Авель в монастырской тюрьме 29 ноября 1831 г. после продолжительной болезни, в возрасте 74 лет. Погребен за алтарем арестантской церкви Св. Николая. Все свое имущество и накопленный капитал – 5 тысяч рублей – Авель завещал Спасо-Евфимиеву монастырю.
На долгие годы об Авеле забыли, пока в 1901 году последний российский император Николай II не вскрыл “Письмо к потомку”, написанное Павлом I после беседы с Авелем и пролежавшее в царском архиве ровно 100 лет. Что было написано в том письме, никто не знает, т.к. Николай II сжег его сразу же после прочтения. Считается, что в письме содержалось предсказание, касающееся судьбы последнего императора России. Придворные, присутствующие при прочтении письма, якобы, увидели, что император изменился в лице и сказал: “Теперь я знаю, что мне нечего бояться до 1918 года”. В 1918 г. Николай II с семьей был расстрелян.
Не сохранилось ни одной полной книги Авеля, лишь фрагменты и некоторые копии. Приводим несколько предсказаний Авеля:
Екатерине II (1762-1796) – “…царствовать будет 40 лет”.
Павлу I (1796-1801) – “Коротко будет царствие твое, и вижу я лютый конец твой. …от неверных слуг мученическую кончину примлешь, в опочивальне своей удушен будешь злодеями. Они же возгласят тебя безумным, будут поносить добрую память твою”.
Александру I (1801-1825) – “Француз Москву при нем спалит, а он Париж у него заберет и Благословенным наречется. Но невмоготу станет ему скорбь тайная, и тяжек покажется ему венец царский, и подвиг царского служения заменит он подвигом поста и молитвы…”
Николаю I (1825-1855) – “Начало правления…Николая дракой, бунтом вольтерьянским зачнется…”
Александру II (1855-1881) – “Царем Освободителем преднареченный …крепостным он свободу даст, а после турок побьет и славян тоже освободит от ига неверного. Не простят бунтари ему великих деяний, “охоту” на него начнут, убьют среди дня ясного в столице…”
Александру III (1881-1894) – “Миротворец истинный. Славно будет царствование его. Осадит крамолу окаянную, мир и порядок наведет он. А только недолго царствовать будет”.
Николаю II (1894-1917) – “Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную… На венец терновый сменит он корону царскую… Война будет… По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонною друг друга истреблять начнут. Накануне победы рухнет трон царский. Брат на брата восстанет… власть безбожная будет бичевать землю русскую…”
Архивные документы доказывают, что многие его пророчества сбылись с удивительной точностью. Он предвидел события 1917 года, предсказал военную агрессию Наполеона, узрел годы, когда уйдут из жизни российские императоры, предрек падение Романовых, предсказал Вторую мировую войну.
Считается, что Авель предсказал правление и отставку Бориса Ельцина, а также президентство Путина. Он писал о появлении в России второго Бориса, которого он назвал титаном-великаном. Страна при нем окажется в положении распада и бедствий. Однако Борис покинет правление очень внезапно, а на его место придет некий «человек невысокого роста». Предсказал монах и появление правителя, который будет править троекратно.
Одним из самых неоднозначных предсказаний Авеля является пророчество, которое эксперты расценивают как прогноз событий после ухода Путина от власти. Если верить предсказаниям Авеля, то после Путина будет 10 царей на час, которые ничего не привнесут.
В списке ключевых для России фигур Авель упоминает некого Хромого, который приложит все усилия, чтобы удержаться при власти, Золотоволосую Даму с тремя колесницами и «Великого Гончара», который сумеет объединить страну и накажет виновников смуты. Эксперты-толкователи говорят о том, что монах предсказал тяжелое время, которое наступит в России в 2017 году. Вряд ли инок знал слово «кризис», однако его слова можно толковать именно так. Авель упоминает и войну на Ближнем Востоке. В арапском царстве вождь в голубой чалме превратит многие страны в пепел. Начнется 15-ти летняя война креста и полумесяца, Карфаген разрушится, и гибель будет угрожать всем.
Погребен этот удивительный человек за алтарем монастырской Никольской церкви. Ни одна из его книг — а неизвестно даже точно, сколько он их написал три или пять — не сохранилась. Записи предсказаний, которые были в ларце, доставшемся Николаю II, также исчезли. Все пророчества "русского Нострадамуса" известны только из писем и документов, обрывками и неточными цитатами.
До нас дошли малочисленные сведения о самой страшной книге, написанной Авелем — книге о приходе Антихриста. Якобы монах указал точную дату конца света. Но где сейчас эта книга и кто ее читает — неизвестно. Может быть, это и к лучшему — и так хватает черных предсказаний и недобрых пророчеств в нашем неблагополучном мире.