Сегодня будет интересный и давно задуманный рассказ о плагиате в советской музыке. Обычно фанаты СССР гордятся советской культурой и всячески её выпячивают — но на самом деле плагиата с "Загнивающего Запада" там было предостаточно. И что самое смешное — обратных примеров нету (т.е. Запад ничего не воровал у совка), что ещё раз доказывает вторичность всей советской культуры. В прошлом посте я уже рассказывал вам о сказках, которые украли в СССР, а сегодня вот расскажу о ворованной музыке.
Забегая вперёд, отвечу сразу всем тем комментаторам, которые начнут рассказывать о том, что "в музыке нот всего семь, и невозможно сочинить что-то оригинальное". Да, действительно — нот всего семь (точнее, 12, если считать с полутонами в хроматической гамме), но вот музыкальная фраза, музыкальная так сказать мысль, которая создана из этих нот — уникальна. Обычно плагиатом считается семь идущих подряд повторяющихся по ритмике и высоте нот — и практически во всех указанных примерах это правило срабатывает.
В общем, давайте смотреть и слушать этот плагиат. Начнём с более ранних примеров, а там постепенно доберёмся и до позднего совка.
1. Исаак Дунаевский, плагиат «Песни веселых ребят».
Знаменитая "Песня весёлых ребят" Исаака Дунаевского стала очень популярна благодаря фильму "Весёлые ребята", который понравился самому великому языковеду и кинокритику, а сама песня "пошла в народ" и в принципе остаётся известной и популярной ещё и сегодня. Слушаем, как оно было в кино:
2. Аркадий Островский, плагиат «Пусть вседа будет солнце».
Известная и сейчас песня "Пусть всегда будет солнце" считается принадлежащей композитору Аркадию Островскому, думаю вы все её слышали. Для тех, кто не слышал или не помнит эту песню, напомню её:
3. Александра Пахмутова, плагиат в песне «Нежность».
В 1965 году советский композитор Александра Пахмутова написала свою известную и весьма красивую песню "Нежность" на слова поэтов Сергея Гребенникова и Николая Добронравова. Одной из первых исполнительниц песни стала Майя Кристалинская, а далее её пели и другие известные исполнители, в том числе и мужчины — например, Дмитрий Хворостовский. Послушайте:
4. Ян Френкель, плагиат в песне «Вальс расставания».
Известная песенка "Вальс расставания" была написана композитором Яном Френкелем в 1965 году для фильма "Женщины"и часто поётся до сих пор. Песня больше известна под названием просто "Вальсок":
5. Плагиат в песне «Город детства».
Песня "Город детства", которую Эдита Пьеха спела в 1966 году, остаётся популярной и сейчас, её перепевает множество современных эстрадных артистов (в том числе и внук Эдиты Пьехи по имени Стас). Песня действительно очень красивая и практически сразу же полюбилась советским слушателям.
С музыкой песни получился интересный момент — на пластинке 1968 года было указано, что "автор музыки неизвестен — хотя это нонсенс, так как всё равно кто-то делал адаптацию и аранжировку. А на более поздних изданиях песню и вовсе подписывали как "Шотландская народная". В общем, послушайте:
6. Раймонд Паулс, плагиат «Вернисажа».
Помните знаменитую песню "Вернисаж", которую пела Лайма Вайкуле и Валерий Леонтьев? В принципе, песня довольно популярна и сейчас. Вот, напомню её вам:
7. Евгений Крылатов, плагиат в музыке для «Гостья из будущего».
И последний пример плагиата, который лично я обнаружил совсем недавно. В 1984 году на телеэкраны вышел полюбившийся советским детям фильм "Гостья из будущего". Кино, надо признать, действительно неплохое с хорошей музыкой. Особенно мне всегда нравился композиция под названием "Полёт над Москвой" с такими красивыми переливающимися переходами из мажора в минор и обратно:
Такие дела.